Правительство может отменить пошлины на импортные самолеты

В минувший вторник в Ульяновской области побывал председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин. Он посетил завод «Авиастар-СП», встретился с работниками этого предприятия, побеседовал с главой региона Сергеем Морозовым и провел совещание по вопросу отечественного гражданского самолетостроения.

На «Авиастаре» главу правительства встретили вице-премьер Сергей Иванов, президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров и директор предприятия Виктор Михайлов. Они показали премьеру самолеты, которые в настоящее время собираются на предприятии по заказу Китая.

Премьер-министр ознакомился с проектом создания особой экономической зоны портового типа «Волга-Авиакарго», презентация которого прошла в помещении грузового отсека самолета Ан-124-100 «Руслан». Предполагается, что новая «зона» будет создаваться на базе международного аэропорта «Ульяновск Восточный» в 2010-2020 годах, на берегу Куйбышевского водохранилища. Здесь будет реализовано два основных направления – обслуживание и ремонт воздушных судов, а также сбор реактивных самолетов, ориентированных на экспорт.

Площадь территории особой экономической зоны составит 640 гектаров, однако в перспективе она может быть удвоена. В рамках работы ОЭЗ будет создано около 5 тысяч рабочих мест. Владимир Путин пообещал уделить вопросу создания новой зоны особое внимание.

Во время встречи с работниками авиазавода Путин поинтересовался их уровнем заработной платы.

– Авиапром стал поднимать голову! – сообщили работники, – и наше предприятие тоже. Средняя заработная плата на заводе сейчас составляет 12 тысяч 334 рубля.

На что глава правительства заметил, что радоваться рано, ведь план этого года отраслью не выполнен. Хотя об успехах «Авиастара» Владимиру Путину «приятно было слышать».

– Действительно, если сравнить с 2002 годом, когда это предприятие лежало на боку, да и другие были не в самом хорошем состоянии, кое-что к лучшему меняется, – заметил он, – но говорить об успехах пока рановато, потому что проблем больше, чем успехов.

Дело в том что в России в прошлом году было произведено всего шесть гражданских самолетов, а в этом – планируется выпустить пятнадцать. Но с такими небольшими объемами производства «погоды не только в мировом авиастроении, но и на нашем собственном рынке не сделаешь», – считает Путин.

Премьер признался, что часто слышит предложения о том, чтобы снизить или даже «обнулить» пошлины на импортные самолеты.

«Мы явно запаздываем с производством, – сказал Путин, – понимая потребности наших перевозчиков, мы не исключаем принятие такого решения (отмены пошлин), если наши производители будут медленно разворачиваться». «Но надо несколько раз отмерить, прежде, чем отрезать», – добавил он.

По решению правительства РФ в стране уже действуют временные (на девять месяцев) «нулевые» таможенные пошлины на импорт самолетов, вместимостью до 19 посадочных мест, либо более 300 посадочных мест.

На остальные типы воздушных судов размер пошлины составляет 20%.

Путин сообщил, что правительство, возможно, подумает и об отмене пошлин на ввоз импортных комплектующих. Но только если надежд не оправдают «Ростехнологии», которым отданы производители комплектующих, а «выпуск современных и приемлемых по цене изделий налажен не будет».

Кстати, некоторых экспертов возможная отмена пошлин не радует. По их мнению, она приведет к тому, что российский рынок откроют для иномарок. И наши авиаторы еще несколько лет останутся неконкурентоспособными, а их растущие расходы будут оплачивать пассажиры. Так что премьер был прав, заявив ульяновским авиастроителям, что радоваться пока рано. И расслабляться не стоит.