Многомиллионные полчища грызунов захватили российские города
СВЕТЛАНА КАМЫШИНА
С окончанием сезона отпусков в города возвращаются не только жители квартир, но и обитатели подвалов. Для чиновников это становится настоящим стихийным бедствием, хотя то, что на одного россиянина приходится как минимум одна крыса, ни для кого не секрет. В конце августа из фонда непредвиденных расходов главы администрации Мурманска было выделено полмиллиона рублей на проведение внеплановых мероприятий по истреблению крыс и мышей. В Омске специальная программа дератизации обойдется в 8 млн. В Перми крысы стали виновниками вспышки страшной инфекции – геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Оптимисты утверждают, что объявлять крысам войну не надо: численность их популяции саморегулируется. Пессимисты считают, что война давно проиграна. «НИ» попытались выяснить, не вытеснят ли крысы людей с насиженных мест.
Крысиный народ не первый год ведет войну с людьми по всей России. И главные баталии разворачиваются в больших городах. «У нас в Тушино крыс – море, – пожаловалась «НИ» московская студентка Регина Комарова. – Идешь в сумерках, а серые комочки то тут, то там между припаркованными машинами прыгают. Особенно мил их сердцу местный продуктовый рынок. Этим летом в кустах у рынка и расположенного через дорогу кинотеатра «Балтика» мне часто встречалась одна и та же крысиная семья – мамаша и штук пять крысят. Росли они прямо на глазах – видимо, на продуктах с рынка».
Жители Отрадного в Северо-Восточном округе Москвы, где крыс, по мнению экспертов, больше всего, не раз устраивали пикеты против бездействия властей. Но чиновники делали вид, что не замечают не только крыс, но и людей. Тогда активисты устроили костюмированное шоу у кинотеатра «Байконур», переодевшись в серые трико с пришитыми длинными хвостами. Дело дошло до того, что жители Отрадного преподнесли в подарок главе управы дохлую крысу. Чиновник подарка не принял.
Кто в доме хозяин
Сколько в столице серых крыс-пасюков и мышей, никто точно сказать не может. Городские чиновники полагают, что чуть больше одной особи на человека. По неофициальным данным работников санэпидемслужб – до 10 крыс. Независимые эксперты называют цифру 40. Истина где-то рядом. Скажем, в Омске соотношение людей и крыс 1:12. Там на реализацию специальной программы всеобщей дератизации планируется потратить 8 млн. рублей. В Мурманске в середине августа на внеплановую битву с Крысиным королем и его несметным войском из фонда непредвиденных расходов мэра выделено полмиллиона рублей. Тревога чиновников небеспочвенна: крысы переносят до 20 видов инфекций, которым подвержен человек, в том числе такую заразу, как сыпной тиф, чума, лептоспироз, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом. Вспышка этого заболевания, зачастую приводящего к летальному исходу, была зарегистрирована в конце лета в Перми.
Кроме того, все чаще фиксируются в городах случаи крысиного бешенства, из-за чего пасюки становятся невероятно агрессивными. Как сообщает корреспондент «НИ» в Рязани Александр БАДАНОВ, в городе с начала года зарегистрировано 63 случая нападений крыс и мышей на человека, в то время как за аналогичный период прошлого года их было всего 12. В Москве в прошлом году за помощью в лечебные учреждения обратились свыше 350 укушенных. Причем в отличие от бездомных собак и бешеных лисиц крысы нападают на людей не на улице или в лесопарке, а прямо в подъездах жилых домов.
По словам доктора биологических наук, президента группы компаний «РЭТ» Валентина Рыльникова, крысы водятся во всех домах, где есть мусоропровод. Под одной мусорокамерой могут уживаться и прокормиться до 50 особей. Следовательно, в доме из восьми подъездов можно обнаружить в подвале 400 пасюков. В советские времена крысами в Москве была оккупирована половина жилых зданий, но сейчас их, конечно, гораздо больше. Для сравнения, в Будапеште пасюк живет лишь в 1,5% домов.
Губернатора вызывали?
«Недавно, взглянув на кухне в окно, я увидела, что на меня уставилась крыса, сидящая на растущем рядом с нашим домом дереве, – рассказала «НИ» москвичка Светлана Егорова. – Я оторопела, а крыса настолько осмелела, что по ветке стала приближаться к нашему окну. Я довольно сильно поколотила по раме, и крыса, отступив, стала подниматься по дереву выше. Я долго следила за ней, но так и не увидела, куда она, в конце концов, подевалась. С тем пор боюсь открывать на кухне форточку».
Крыса, похоже, более приспособлена к жизни в большом городе, чем человек. Она может при полном отсутствии воды и корма жить 6 суток, проникать через отверстие площадью в 1,25 кв. см, рыть вертикальные ходы в земле на глубину до 1,25 метра, вертикально подпрыгивать с пола на высоту до 1 метра, преодолевать водные преграды шириной до 800 метров, падать с высоты пятиэтажного дома без каких-либо повреждений.
«Рост популяции крыс в больших городах обусловливается в первую очередь обилием пищи – помойки в каждом дворе, да и прогрызть дыру в мусоропроводе пасюку ничего не стоит, – пояснил «НИ» зоопсихолог Андрей Неуронов. – У них на высоте психоэволюция, они, можно сказать, уловили ритм мегаполиса и приспособились к биоритмам человека. Разгуливают они, как правило, по ночам, а то, что вы можете их увидеть перебегающими двор или улицу, объясняется просто: крысы стали смелее. На бродячих кошек, бывших когда-то их грозой, они сегодня, что называется, ноль внимания».
В Ульяновске в пятиэтажках на улице 12 Сентября не первый год идут крысиные войны. «Зайти в подъезд невозможно. Сразу за дверью, в тамбуре полчища грызунов, – возмущается жительница дома Ольга Леонидова. – Детей приходится встречать из школы. Они просто боятся заходить в дом. Маленьких собачек носят на руках – хозяева опасаются, что крысы могут их загрызть». В управляющей компании на эту катастрофу смотрят сквозь пальцы. Приходится бороться своими силами. «У нас тут парень один живет. Из армии недавно пришел. Так он берет палку и идет этих крыс бить. А что еще сделаешь? – дрожащим голосом говорит Ольга. – В соседнем доме крыс потравили только тогда, когда стало известно, что туда приедет губернатор Сергей Морозов навещать многодетную семью».
Фаст-фуд с одной тарелки
Желающим перекусить на центральных улицах столицы приходится мириться с хвостатыми соседями. Студентка Ольга Иванова раньше всегда ужинала в палатке «Крошка-Картошка» у станции метро «Краснопресненская». Но пару дней назад, выбирая салаты, почувствовала резкий запас. «Что-то у вас дурно пахнет. Селедочка, что ли, протухла?» – спросила Ольга у продавщицы. «Да, нет, это под нами крыса сдохла», – невозмутимо ответила та. Аппетит у Ольги отшибло мигом.
Ладно фаст-фуд, но даже в солидных заведениях не знают, что делать с крысами. К примеру, если вы хотите отдохнуть на летней террасе пивного ресторана Molly Gwynn’s, что на Новокузнецкой, будьте готовы к схватке с грызунами. По вечерам они стайками резвятся у ног клиентов. Попытки пожаловаться официантам и менеджерам ничего не дают – они лишь пожимают плечами: «Что вы хотите? Вы же на улице сидите!»
Чиновник на службе у Шушары
Недавно в одном из омских судов рассматривалось прецедентное дело. Горожанин, пострадавший от бесчинства крыс, выставил иск обслуживающей организации. Твари перегрызли в квартире новые пластиковые трубы, и вода залила соседей этажом ниже. Экспертиза подтвердила: виноваты крысы. Теперь раскошелиться за ремонт придется коммунальщикам.
Шушара давно стала и предметом головной боли пожарных: по их словам, причина 40% коротких замыканий – проказы крыс, легко перекусывающих электропровода.
Коммунальщики пытаются бороться с крысиным нашествием самыми неординарными способами. «В моем доме-новостройке с согласия жильцов сразу же заварили мусоропровод, чтобы не заводились крысы, – рассказал «НИ» житель подмосковного Долгопрудного Николай Воинов. – Теперь мусор выносим во двор в контейнер. Не смешно, зато безопасно».
Московские власти утверждают: ситуация под контролем. «Никаких резких скачков численности грызунов в столице не наблюдается, дератизационные работы идут по плану», – заверяет главный санитарный врач Москвы Николай Филатов.
Независимые эксперты сомневаются в словах чиновника. «Дератизация имеет смысл только тогда, когда она проводится единовременно, – сообщил «НИ» ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии, доктор биологических наук Александр Минин. – В противном случае крысы отсидятся в соседнем подвале, а потом вернутся на прежнее место. Именно так дело обстояло в советские времена. Сегодня же борьба с крысами поручена частным компаниям – в одной Москве их около 200. Мало кто знает, что существует национальная программа «Дератизация», а на территории столицы действует «антикрысиный закон» – распоряжение мэра № 667, согласно которому владельцы каждого здания обязаны заключать договор на проведение регулярных дератизационных работ. Однако ни нацпрограмма, ни распоряжение мэра не выполняются. Если не предпринять решительных действий, поголовье крыс будет расти – для этого ничего, кроме полных мусорных контейнеров, не потребуется».