Ульяновск наконец-то посетил глава правительства России В.В. Путин, приезд которого ожидался еще в августе.

Этот кратковременный визит Владимира Путина в наш город – не первый. Будучи президентом России, он уже заезжал к нам на денек в 2002 году. Тогда на повестке дня у областной власти остро стояли два вопроса: строящийся мост и дамба. Они и стали шесть лет назад основной темой президентского визита.

В этом же году Путин-премьер прибыл в Ульяновск с конкретной целью – посетить «Авиастар».

На предприятии глава правительства и вице-премьер Сергей Иванов встретились с президентом Объединенной авиастроительной корпорации Алексеем Федоровым и директором ЗАО «Авиастар-СП» Виктором Михайловым. Путин ознакомился с процессом сборки самолетов и побеседовал с работниками предприятия. Средняя зарплата на заводе составляет около12 тысяч рублей, многие работники нуждаются в жилье.

Кроме того, председатель правительства РФ провел в нашем городе совещание по вопросу «О развитии производства гражданских воздушных судов в Российской Федерации».

На этом совещании Владимир Владимирович предложил создать Совет генеральных конструкторов высокотехнологичных отраслей при премьер-министре правительства России.

– Нет площадки для общения с теми людьми, которые генерируют идеи, – это касается и авиапрома, и других высокотехнологичных отраслей. Я думаю, есть основание подумать над тем, чтобы создать Совет генеральных конструкторов, работающих в высокотехнологичных отраслях, при председателе правительства, – так обосновал он свое предложение, которое было поддержано участниками совещания.

Обсуждая в ходе заседания проблемы отечественного авиапрома, Путин раскритиковал темпы производства российских самолетов, которые «не делают погоды не только в мировом авиастроении, но и на отечественном рынке».

– В 2007 году российскими авиазаводами было выпущено всего шесть самолетов, в текущем планируется построить 15, – сказал по этому поводу Владимир Владимирович (Для сравнения: по итогам 2007 г. Airbus поставила 453 самолета, Boeing – 441). – Кстати говоря, в 2007 году больше планировалось – не сделали. Готов сделать скидки на обстоятельства, другие проблемы – они есть. Пока все-таки это самое начало пути, – отметил он. – Такая огромная страна, как Россия – самая большая по территории – просто не может обойтись без развитого авиационного сообщения. Недавние события с отменой рейсов одной из авиакомпаний показали, насколько это критично и чувствительно для граждан страны. Однако пока больше приходится говорить не об успехах, а о проблемах российского авиапрома. Отрасль только начинает выходить из системного кризиса, в котором она находилась долгое время.

В случае же если темпы производства останутся прежними, глава правительства не исключает возможности отмены пошлин на зарубежную авиатехнику, в частности, на те типы воздушных судов, которые не выпускаются и не планируются к выпуску в России.

– Мы явно запаздываем с производством. Понимая потребности наших перевозчиков, мы не исключаем принятие такого решения (отмены пошлин), если наши производители будут медленно разворачиваться. Но надо несколько раз отмерить, прежде чем отрезать, – сказал Путин, отметив, что этот вопрос требует дополнительной проработки.

Дополнительные штрихи к картине визита

«Руслан», который выставили для показа премьеру, – самолет с богатой историей. Он доставлял аппаратуру в Москву для концертов Пола Маккартни, Мадонны и Майкла Джексона (этому певцу потребовалось два «Руслана» – аппаратура весила 200 тонн). А еще этот «Руслан» снимался в фильме про Джеймса Бонда «Умри, но не сейчас». В огромном чреве самолета супермен всех времен и народов «мочил» соперников, а потом выпрыгивал из него вместе со своей девушкой.

Вообще-то «Руслан» способен перевозить огромные военные грузы. В него вмещаются несколько танков, вертолетов, но к этому образцу прибавили цифру 100, а это значит, что ему разрешено возить по миру гражданские грузы.

– Мы мирные люди, но наш бронепоезд… – хитро улыбались пилоты.

А еще этот «Руслан» возил жирафов и бегемотов из Московского зоопарка на гастроли в Среднюю Азию. Многофункциональный такой агрегат. Путину, правда, про это не рассказывали, но сообщили, что «Руслан» работает по договорам со странами Евросоюза и НАТО.

– Это хорошо, – кивнул премьер.

Познакомился он и с председателем профкома «Авиастара-СП» Ниной Ерахтиной.

– Наше предприятие высоко поднимает голову! – отрапортовала предпрофкома.

– Не очень высоко, – остудил ее премьер, наслушавшись к этому времени о проблемах предприятия. – Выпущено-то всего шесть самолетов за год.

Завернул Путин и к курсантам, которые сгрудились около учебных миниатюрных «Яков».

– Начали летать, – объяснил премьеру преподаватель. И было непонятно, про кого он – про «Яки» или курсантов.

– А когда вы их получили? – поинтересовался Путин. (Вопрос универсальный. Он мог быть и про парней, и про самолеты.)

– Весной, – ничего не объяснил преподаватель. (Может, весенний призыв?)

– А ребята начали летать? – решил, наконец, прояснить картину Путин.

– Вчера первый день, – ответил преподаватель.

Подошел премьер и к красивому, яркому Ту-204, у которого стоял специалист из Кубы товарищ Бада. Он рассказал Путину, что самолетосотрудничество между Кубой и Россией началось с визита Путина на Кубу в 2002 году, когда Фидель Кастро пришел в восторг, увидев президентский самолет Ил-96, и потребовал закупить российские самолеты. Уже купили четыре Ту-204.

По материалам российских СМИ

Подготовил Андрей ИЛЬИН