Традиционный «Обломовский фестиваль» в прошлые выходные дни оказался многолик, разножанров и разноцветен, он постигал глубины не теряющего актуальности романа Гончарова, популяризировал его и даже пытался осовременить некоторые страницы бессмертного произведения.

Неразгаданный феномен

Своеобразной прелюдией к фестивалю стал «круглый стол» на тему «Обломов: за и против», прошедший 5 сентября в городской библиотеке №8. Собрались те, кто понимает глубину и сложность великого романа крупнейшего русского писателя. Обсудить феномен Обломова пришли филологи, журналисты, интеллектуалы.

Почему до сих пор этот литературный герой волнует умы и сердца читателей и ученых? Почему о нем продолжают спорить, писать статьи, эссе и даже продолжения романа? Почему Обломов оказался особенно популярен на Западе, где экранизировали и инсценировали роман еще задолго до Никиты Михалкова и Михаила Угарова? Почему в Германии Илья Ильич стал знаменем целого философского направления и брэндом сети кафе и ресторанов? Почему Гитлер приказал прочесть гончаровский роман всему офицерскому составу своей армии перед нападением на СССР?

Этот ряд можно продолжать и продолжать. И вопросов получится значительно больше, чем ответов, потому что феномен Обломова до сих пор неразгадан. Это вынуждена была констатировать заведующая историко-литературным музеем И.А. Гончарова Антонина Лобкарева. А она, как никто другой, знает проблему, поскольку ее музей проводит Международные Гончаров-ские конференции, собирая у себя гончароведов со всего мира.

Публицист и историк Виктор Каменев говорил о том, что российское общество в целом продолжает смотреть на образ Обломова добролюбовскими пристрастными и недобрыми глазами. Между тем, давно пора расстаться с односторонностью в оценке Ильи Ильича только как ленивого барина, ибо это произведение Гончарова, по мнению гончароведов, перекликается и с «Гамлетом» Шекспира, и с «Дон Кихотом» Сервантеса, и с «Фаустом» Гете, и с «Божественной комедией» Данте.

По мнению преподавателя Института повышения квалификации работников образования Владимира Янушевского, необходимо, начиная со школы, менять примитивно-начетническое восприятие романа. Этот педагог считает, что, в связи с приближающимся 200-летним юбилеем Гончарова в 2012 году, пора изменить статус музея нашего великого земляка и из областного сделать его государственным.

На «круглом столе» была высказана идея создания в Ульяновске «Обломов-клуба». А почему бы, собственно, и нет?!

С дивана – на мотоцикл

6 сентября «Обломовский фестиваль» вышел на улицы Ульяновска. В сквере И.А. Гончарова его открывали два Ильи Ильича в исполнении артистов Сергея Кондратенко и Дениса Верягина. Кстати, Денис играет Обломова на сцене Ульяновского областного театра драмы. У памятника автору романа этому молодому актеру была вручена премия Надежды «Обломовского фестиваля». Два других ее лауреата – сотрудник музея И.А. Гончарова Елена Клевогина и библиотекарь Центральной городской библиотеки имени И.А. Гончарова Марина Игонина.

На улице Ленина горожане окунулись в мир деревни Обломовка. Это была фольклорная интерпретация произведения с маленьким Илюшей и его няней, а также Захаром, Андреем Штольцем, Ольгой Ильинской и прочими.

Исполнялись народные песни, играл оркестр русских народных инструментов. Можно было блеснуть знанием текста романа у библиотечных стендов, почерпнуть много нового у музейных выставок под открытым небом. Иные предпочли пище духовной – материальную, попробовав «обломовский пирог». Мерились силами богатыри, которые, к счастью, еще не успели перевестись у нас. Девушки и девочки хвастались друг перед другом роскошными косами…

А вечером Илья Ильич решительно встал с дивана и пересел на мотоцикл ради участия в байкерском шоу клуба «Стальные крылья» под названием «Облом’ok». К радости собравшейся молодежи, лихие мотоциклисты вместе с музыкантами рок-групп «Заповедник» и «Слиток» произвели много шума у Дома-памятника И.А. Гончарова на Венце. Большой успех имели молодецкие забавы: на самую медленную езду, на умение вскружить девушкам головы, на элегантную ловлю ртом висящей на веревочке сосиски – «на скаку» с железного «коня».

В защиту усадебной романтики

7 сентября «Обломовский фестиваль» поменял городскую жизнь на экологически чистую – деревенскую. Он переехал в село Кезьмино Сурского района. Там сохранилась барская усадьба середины ХIХ века. Архитектурное чудо из красного кирпича, возведенное в романтико-эклектическом стиле поставщиком сукна двора Его императорского величества, купцом Василием Крыловым, дошло до наших дней благодаря тому, что с 20-х годов прошлого столетия по наши дни здесь располагается средняя школа. А вот храму, что стоит напротив усадьбы, не повезло. Его руины зияют пустыми окнами и дверными проемами, от роскоши византийского купола остался черный остов…

8 усадьбе отмечали «Илюшины именины». Для начала радушные хозяева до отвала накормили городских гостей приготовленной на костре кашей. Разнообразие видов этого блюда венчала вкуснейшая гурьевская каша. В бальный зал имения с уникальной лепниной словно бы вернулся ХIХ век: цветочными бутонами разворачивались платья барышень, ведомых в вальсе благородными кавалерами, звучали пушкинские строки, русские романсы… «Обломовский фестиваль» сделал акцент: будет величайшей несправедливостью, если этот и другие усадебные комплексы Ульяновской области погибнут от нашего равнодушия и невнимания. Впрочем, дворец в Кезьмино руководители области и Сурского района планируют в будущем превратить в туристическую достопримечательность.

Ирина Морозова