Гости сентябрьского номера — соучредители и управляющие Группой компаний СИГМА-СИ Вера Музыкантова и Юрий Юрин.
— Вера Владимировна, Юрий Борисович, в сентябре этого года Группа компаний СИГМА-СИ будет отмечать свое 15-летие. В эти 15 укладывается практически вся история новой экономики России, если считать со времени принятия Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности 1992 года и Указа Президента от 1993-го. А как все начиналось?
Вера Музыкантова: Мы работали вместе в ПКФ «Стройтехника», которая была организована на базе отдела главного механика Главульяновскстроя. Здесь в 1990 году был реализован крупный организационный проект снабжения строительных бригад знаменитыми нормокомплектами — по опыту работы нашего Зарубежстроя на Кубе.
Юрий Юрин: В 1993 году мы учредили свою фирму. Название ее — СИГМА-СИ — отразило основную идею предприятия: составить на территории Ульяновской области Сумму Инструмента (по аналогии с названием известной «Суммы технологии» фантаста Станислава Лема).
— Вы продолжили начинание «Стройтехники»?
Ю.Ю.: В определенном смысле, да. В СССР производство строительных инструментов размещалось в Прибалтике, на Украине, в Белоруссии. Продукция заводов «REBIR», «DAUER», «SAM» всегда была дефицитом в нашей стране, а к 1993 году поставки ее в Россию практически прекратились из-за политических моментов: по причине распада Союза, дезинтеграции единого хозяйственного комплекса, окончательного отделения Прибалтики.
В.М.: Нам же удалось уже в начале 2000-х вернуть продукцию этих производителей в Россию.
— СИГМА-СИ — это не только 15-летняя история компании, которую знает весь город, но и приверженность однажды выбранному делу, сохранение в течение 15 лет кадрового ядра компании. Раскроете секрет такого постоянства?
В.М.: Понимаете, мы приняли приглашение прийти «в гости» к «Деловому обозрению», чтобы и себе самим еще раз ответить на этот вопрос.
Ю.Ю.: Предвосхищая ваши вопросы — где тут зарыта собака, — ответы можно давать в двух смыслах: с необходимой долей иронии и вполне серьезно. Первый ответ. У СИГМА-СИ была и есть полноценная голова, составленная левым и правым полушариями. Имею в виду нашу с Верой взаимодополняемость.
В.М.: А если серьезно, то ответ будет таков. Наш бизнес изначально строился на весьма специфическом товаре. Вы догадываетесь, о чем я, — об инструменте. Так вот, инструмент — скорее продукт, а не товар. Продукт в самом строгом смысле слова. Товар продается-покупается, а продукт, особенно технический, технологически подбирается и технологически же применяется. И наши усилия всегда направлялись и будут направляться технологиями — от технологий комплектации до технологий эксплуатации.
— Так что, СИГМА-СИ — инжиниринговая компания?
Ю.Ю.: Де юре — нет, а вот де факто — да. Кстати, здесь лежит и объяснение кадрового постоянства. Наш сотрудник выгодно
отличается от продавца. Удовлетворение от технологически выверенного решения вполне сопоставимо, если не превышает, коммерческое удовлетворение от удачной сделки. Для наших ребят это немаловажно.
В.М.: У нас действует принцип, абсолютно противоположный коммерческому духу торговли, — препятствовать скорой покупке. Наш покупатель или заказчик — это посланник и делегат работ, хозяйственных ситуаций, производственных процессов. Он должен вернуться к своим проблемам не просто с приобретенной вещью и даже не столько с технологическим решением, сколько с безусловным ресурсом развития.
Ю.Ю.: А вот это — ресурс — не приобретается по сходной цене и в одну «ходку». Здесь требуются шаги согласования, я бы даже сказал, взаимных консультаций и экспертиз. Ресурс для производственной или хозяйственной деятельности — не ширпотреб и не модный товар сезона.
— Поэтому управляющих СИГМА-СИ в последние год-два можно видеть в не совсем привычной для бизнеса обстановке: на круглых столах, совещаниях, экспертизах, в различных советах и т.п.?
В.М.: Даже если торговля — «разговорный жанр» (не поговорил — не продал), то производственные и организационно-технологические поставки для развития — это целая череда согласований, зачастую жестких, бескомпромиссных дискуссий.
Ю.Ю.: Как это ни покажется на первый взгляд странным, ресурс для хозяйственного и производственного развития, не говоря уже об организационном, — ресурс интеллектуальный, мыслительный. И если он обретен, то за ним направляются в хозяйство, в производство, в организации нужные и необходимые средства. Вот и приходится все больше времени уделять не столько бухгалтерии, сколько всевозможным согласованиям, экспертным совещаниям и тому подобным коммуникативным жанрам.
В.М.: Да, технологии поставок и снабжения, на которые однажды сделала ставку наша компания, — это сродни инжинирингу и организационной логистике. На последней организованной нами экспертизе перспектив отраслевых ресурсных центров Ульяновской области руководители крупных строительных организаций вынуждены были признаться, что «замораживают» развитие своих бизнесов из-за невнятности для них экономических стратегий территории и схем территориального планирования, включая генплан города. А если бизнес не развивается, то он находится под угрозой, а с ним и перспективы развития территории. Вот и «приходится» самостоятельно доводить себе до внятности экономические планы и стратегии области.
— Ваш информационный стенд на августовском форуме образования с участием министра Андрея Фурсенко, депутата Госдумы Григория Балыхина и губернатора Сергея Морозова произвел впечатление. Действительно, это инжиниринг и орглогистика важнейших — кадрово-квалификационных — ресурсов, остро необходимых области. Находите понимание правительства области?
Ю.Ю.: К взаимопониманию мы шли с 2007 года. Сегодня СИГМА-СИ — официальный партнер министерства образования области. Устанавливаем конструктивные рабочие отношения с министерствами экономического профиля. Перед ними стоят серьезные и сложные задачи, и они нуждаются в ресурсах бизнеса. Тем более, за собственно бизнес-ресурсом стоит еще целый веер ресурсов. Вот и получается, что мы, по сути, выступаем комплексным и системным поставщиком.
В.М.: К примеру, если проектируем поставки оборудования в систему профессионального образования, то включаем в эту работу первых лиц и первые организации в данной теме — Международную ассоциацию разработчиков учебной техники, руководителей и организаторов учебных центров ведущих мировых производителей техники, методологических и методических экспертов и аналитиков. Только в этом случае можно говорить о поставках именно ресурса.
— Все это и удивляет, и впечатляет… Не совсем привычно слышать подобное о бизнесе от бизнеса. Хочется верить, что ваша компания не единственная в таком роде, что вы идете в створе нового российского предпринимательства. И потому напоследок вопрос: ваши цели, ваши ориентиры, ваши горизонты?
Ю.Ю.: Отвечу в обратной последовательности. Наши горизонты — развитие территории и развитие деятельностей. На языке бизнеса — девелопмент. Ориентиры в этом горизонте — нормы и методы. Не вникая в нормы и методы, недопустимо подступаться к оснащению деятельности и снабжению территории. Иначе вместо предоставления ресурса окажешь деятельности — хозяйственной, производственной, учебной… — безусловно, медвежью услугу, «разводку», если на языке бизнеса 90-х. Это совершенно очевидно в отношении военной деятельности и спорта, а вот в экономике, которая не всегда и не сразу дает однозначный и видимый «без прибора» результат, нормой и методом зачастую пренебрегают.
В.М.: Видимо, поэтому и пренебрегают. Так что нацелены мы, если продолжить сказанное Юрием, на совершенную прозу и рутину — наладку, доводку и настройку технологий поставок и снабжения. Сам бизнес — нудная работа. Оправдывают и окрашивают его только результаты, получаемые в сопредельных с ним областях. Впрочем, как и в любой работе. Так что мы сегодня предпочитаем говорить о СИГМА-СИ не как о бизнесе, а как о предприятии — предприятии в поставках ресурса.
Еще раз спасибо «Деловому обозрению», что поставили нас, так сказать, в ситуацию гостя, которому не уйти от вопросов внимательного хозяина.
Валентина Толубеева