Вот скажите — так бывает? Вручают человеку почетное звание заслуженного работника культуры России. Обнимают- поздравляют, говорят замечательные слова, желают дальнейших успехов. А через пол-года тому же человеку те же ответственные лица указывают на дверь — извольте освободить занимаемую должность. И зря вы думаете, что такое бывает только в кино. В славном городе Ульяновске подобные истории случаются с пугающей регулярностью.
НАВЯЗАНО «СВЕРХУ»
Уважаемый Сергей Иванович!
Я обращаюсь к Вам, как к последней надежде на разрешение той абсурдной и вредной для нашей отрасли ситуации, которая навязана «сверху» чиновниками от культуры.
Что предлагают нам областные чиновники от культуры? Так или иначе растеряв старейших и опытнейших руководителей отрасли, – заслуженных работников культуры России Геннадия Саурова, Людмилу Белозерову, Татьяну Верещагину, Ольгу Нецветаеву, Юрия Демина, Маргариту Жданову — они и по сей день продолжают эту губительную линию. На очереди новая серия «заслуженных» уходов — директоров ДК им.1 Мая, Центра поддержки и развития национальных культур и ЦНТИ. Именно этим организациям сейчас угрожает немотивированное организационное слияние.
Некоторое время назад к ЦНТИ уже были присоединены несколько филиалов – музей народного творчества, ДК «Строитель» и школа традиционной народной культуры. Только немалыми усилиями годы спустя нам удалось вернуться в нормальную рабочую колею, изжив «болезни» первого объединения. Теперь же грядет вторая реформа, при том, что и территориально, и содержательно, и с точки зрения материальной базы деятельность объединяемых организаций культуры достаточно разнородна».
Это отрывок из открытого письма губернатору от директора ЦНТИ Ольги Николаевны Глебовой, проработавшей в культурной сфере 33 года. А появилось оно после следующих событий.
ПОДСТРАХОВАЛИСЬ
В конце августа увидело свет распоряжение правительства области об очередной реорганизации учреждений культуры. На сей раз чья-то мудрая голова додумалась слить воедино Центр по возрождению и развитию национальных культур (ЦВРНК), ДК имени 1 Мая и Центр народного творчества и искусства (ЦНТИ).
Вы спрашиваете насчет последнего — а где это? Не удивляюсь. Сама сначала долго привыкала к тому, что исчез Дворец профсоюзов и появился культурно-досуговый центр молодежи, куда настырно продолжала ходить не только молодежь, но и их бабушки и дедушки. Когда КДЦМ укрепился на языке горожан, на ульяновских просторах появился ЦНТИ. Если вы ещё не выучили новое название старого дворца — не трепыхайтесь. Его вновь переименовали! В результате упомянутого слияния мы будем иметь Центр народной культуры Ульяновской области. Сокращенно ЦНКУО. Учите буквы.
5 сентября процесс активно пошел. Вышло распоряжение областного департамента культуры и архивного дела «О реорганизации». А ровно месяцем раньше директор ЦНТИ Ольга Глебова получила из того же департамента такую вот бумагу: «Доводим до Вашего сведения о предстоящем сокращении должности директора ОГУК «Центр народного творчества и искусства» с «-» октября 2008 года в связи с реорганизацией учреждения путем присоединения…(ну и т.д.). В соответствии со статье 180 Трудового кодекса РФ Вам будет предложена другая имеющаяся вакантная должность». Заметим, что в тот момент еще не была точно известна дата начало реорганизации (вот и поставили прочерк-октябрь), ни тем более неизвестно – будут ли вакантные должности, поскольку сами понимаете, до штатного расписания еще чиновничьи пишущие ручки не дошли. Чиновники подстраховались. Предупредили, прикрывшись законом, – Глебовой директором не быть.
Случилось это спустя семь месяцев после поздравлений Ольги Николаевны по случаю присуждения ей звания заслуженного работника культуры России.
ПЕРЕМЕНЫ БЕЗ ПЕРЕМЕН
Вы знаете, что наша демократия заключается в том, что некоторые чиновники после принятия решения обязательно идут в народ. Первое собрание с коллективом ЦНТИ прошло в тот момент, когда масса его работников находилась в отпуске, а Ольга Николаевна уже получила упомянутое уведомление. Второе — когда обсуждать уже было нечего, поскольку начальник департамента культуры и архивного дела Татьяна Ившина пришла уже с подписанными распоряжениями. Зачем пришла? Татьяна Александровна разъяснила, что могла бы и не тратить два часа времени, но сочла своим долгом донести до коллектива. какое прекрасное будущее их ждет. Точнее то, что грядущие перемены ничего в их жизни не изменят!
Честно говоря, такой парадокс — перемены без перемен – если и случался когда-либо в нашем граде, то история об этом умалчивает. Два часа начальник управления убеждала сотрудников трех учреждений в следующем. 99,9 процентов из них останутся на своих местах, в сокращениях департамент не заинтересован, иначе не сохранится фонд зарплаты. Никто не будет, к примеру, объединять в единое целое два хора — из ДК им. 1 Мая и ЦНТИ. А сливают «три в одно» исключительно в государственных интересах – «оптимизации бюджетных расходов и эффективном использовании бюджетных средств». Однако Татьяна Александровна так и не смогла внятно объяснить, что же это такое? И в чем смысл реорганизации, если останутся те же люди, и те же финансы.? И почему при этом новая структура будет работать эффективнее?
Вряд ли переживающие за личную биографию люди вникли в то, что нынешний процесс идет в ногу с государственными реформами. Татьяна Ившина пояснила, что пресловутый131-й закон с 1 января 2009 года станет обязательным для исполнения на всей территории России. Это означает структурирование бюджета по трем уровням, в том числе и в сфере культуры — областному, МО районов, МО сел и городских поселений. К тому же по российским законам существует сетевой норматив, по которому область может содержать только ОДНО учреждение для осуществления культурно-досуговой деятельности и сохранения народной культуры. То есть если не взять под свое крыло ДК им.1 Мая и ЦВРНК, то аккурат в январе они по закону отойдут МО г.Ульяновск. А этому самому МО культурные объекты не нужны и неинтересны. И область потеряет творческие коллективы и «имущественный комплекс», то бишь здания, где располагаются культучреждения.
Кого перемены коснутся точно — это ту саму одну десятую процента, а именно троих директоров. Их должности останутся, но над ними появится главный — начальник ЦНКУО, обладающей полной, в том числе и юридической властью. То есть после оптимизации начальства, как водится, прибавится.
А еще участники собрания узнали от Ившиной, что вся реорганизация обойдется в…две тысячи. Столько стоит изготовление новой печати. Ну это она заскромничала. Печать-то ни одна потребуется. Да и документов сколько надо поменять и заверить у нотариуса (1 штука — 500 руб.). А вывеска на крыше, что после прошлого переименования обошлась в 180 тысяч? Так там всего-то пару букв придется менять! – успокоила Татьяна Александровна.
В общем, смысл объединения — в объединении. А еще — это рычаг для того, чтобы избавиться от тех, кто чиновникам больше не нужен. Через пару дней после собрания появился приказ департамента «расторгнуть договор с директором ЦНТИ».
КАК СТАТЬ ДИРЕКТОРОМ?
Когда процесс под руководством местных чиновников идет столь стремительными темпами, хочется докопаться до причины, дающей ускорение. Тем более за последние без малого пять лет подобные процессы в нашем городе шли в различных отраслях. И какие бы громкие слова не говорились до того, результат — после того — всегда был один. В руководящее кресло и стулья к нему приближенные садился свой человек. Тот, которого приводили те, кто затеял заваруху с реорганизацией. И как это ни печально, новый человек всегда начинает с «очистки территории». От тех, кто занимал ее при прежнем руководстве. Так что радужные мечты насчет того, что все останутся на местах, не всегда становятся реальностью.
Судя по всему кандидатура в руководящее кресло ЦНКУО (что это? Смотри выше) уже наметилась. Департамент культуры выдал доверенность на ведение всех дел со всеми соответствующими организациями — кому вы думаете? Ни одному из опытных директоров «сливаемых» учреждений это серьезное дело не доверили. А доверили первому замдиректора ЦНТИ по финансово-экономической деятельности Ирине Владимировне Астраханцевой. Человеку в системе культуры совсем свежему. Предложенную на эту должность тем же департаментом. А раз доверяют сложный процесс реорганизации — значит и с директорской должностью справится! И это ничего, что за плечами 35-летнего специалиста небольшой срок работы учителем музыки, гораздо больший — кассиром и продавцом продтоваров, и немножечко — юрисконсультом. Вот у таких людей пусть поучатся работать заслуженные работники культуры, в частности, названные в письме Глебовой! На вопрос, как стать директором ЦНКУО с такой трудовой книжкой мы, ответа не знаем.
ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Когда история с фактическим увольнением директора крупнейшего учреждения культуры выходит за стены этого учреждения, значит, она перестает быть частной историей. И те, кто за ней наблюдает делятся на два лагеря. Одни, как правило, уже пережившие подобную процедуру, только руками разводят. Другие, еще работающие на культурных постах, взахлеб воспевают деятельность чиновников от культуры, благодаря которым наш регион расцвел как майская роза. Правда, их выступления в официальной прессе напоминают доклады на отчетно-выборной конференции. Интересно, что они скажут на тех же страницах, если не дай Бог, их тоже коснется «оптимизация» и «реорганизация».
Так что вовсе это не частная история. Это показательный процесс на тему «если чиновник захочет, избавится от всех». Опыт, известность в своей сфере, профессионализм, умение и желание работать — ничего не берется в расчет. Татьяна Ившина приехала к нам из Кирова. Наверное, ей нетрудно вот так жестко разбираться с людьми, которые немало сделали для ульяновской культуры. На собрании она даже всплакнула, обидевшись, что ее благие намерения не все местные деятели культуры ценят.
Трудно ценить, когда одной росписью пера перечеркивают всю твою жизнь.
Татьяна Альфонская
Р.S. На презентации проекта по реорганизации ЦНТИ на совещании у первого зампредседателя правительства области Владимира Козина прозвучали слова «общественно-деловой центр». Оговорка или перспектива на будущее?