Творчество деньгами не измерить. А без денег дома культуры не отремонтировать

Поскольку именно я подняла проблему в сфере региональной культуры, то не могу к ней не вернуться. И не только потому, что позиция всех сторон данного инцидента не рассмотрена до конца. А потому, что больно и горько оттого, что коснулась она многих уважаемых и действительно талантливых работников этой отрасли. Тех, кто отдает своему делу всю душу. И не измеряет культуру региона деньгами. Мне больно видеть, когда эти уважаемые представители нашего культурного общества порой не могут найти точек соприкосновения.

Открытое письмо

Все началось с открытого письма директора ЦНТИ Ольги Глебовой, которая обратилась к губернатору Сергею Морозову с просьбой уделить особое внимание предстоящему слиянию некоторых культурных объектов города. Речь шла о ЦНТИ, ДК 1 мая, а так же Центре развития и поддержки национальных культур. Она опасалась, что подобная реорганизация может привести к распылению бюджетных средств. Ольга Николаевна предположила, что от такого слияния будет больше вреда нежели пользы. А многие талантливые и уважаемые руководители культурных объектов потеряют свои места. Именно это эмоциональное письмо произвело эффект разорвавшейся бомбы.

Несколько работников ЦНТИ тут же оспорили заявление директора.

Эти куда более эмоциональные, чем открытое письмо Глебовой, заявления были размещены на страницах газеты “Новый град Симбирск”. И только подлили масла в огонь. Потому что, как выяснилось позже, далеко не все сотрудники центра оказались с ними согласны. И промолчать об этом с моей стороны было бы нечестно.

“Не Глебова детей в подвалы загоняла!”

– она делает все возможное, чтобы дети могли заниматься в нормальных условиях. Ее просто выживают, чтобы освободить место для другого человека!”

Таково мнение членов коллектива, собравшихся в ЦНТИ в субботу 13 сентября для того, чтобы встать на защиту Ольги Николаевны. В этот день на собрании присутствовало около 20 ведущих сотрудников Центра, среди которых были руководители творческих и управленческих служб, педагоги-хореографы, сотрудники бухгалтерии и планового отдела учреждения культуры.

“Нас никто не спрашивал!” – объяснили собравшиеся, – нас поставили перед фактом. Правительство проводит реформирование. Поставьте свои подписи, что вы в курсе”, – звучало это примерно так.

Но прежде всего на собрании в субботу работники высказались относительно состояния ЦНТИ, необходимости его ремонта, расходования бюджетных средств и эффективности управления при настоящем руководстве.

“Для того, чтобы закопать “деньги я яму”, их надо сначала получить из бюджета! – заявили собравшиеся, – а затем сильно постараться потратить их бесконтрольно! Планируемые расходы утверждены Департаментов культуры, Министерством финансов и существует жесткий контроль по их освоению. (Что абсолютно верно! – автор) На 2008 год утверждена смета расходов в сумме 32,5 млн рублей. Из них 25,5 млн рублей – бюджет, 7 млн рублей – собственные заработанные средства. На заработную плату, налоги, коммунальные услуги утверждена сумма 27,5 млн рублей, а 5 млн рублей – это приобретение материальных запасов, основных средств, текущий ремонт здания, изготовление проектно-сметной документации 1,5 млн рублей, проведение городских и областных мероприятий и т.д. Бюджет на эти цели не выделяет, должны зарабатывать сами, вот и получается, что “зарывать в яму” нечего. Однако материально-техническая база центра из года в год оснащается. На капитальный ремонт деньги из бюджета не выделялись, а текущий ремонт проводится своими силами. Мебель в кабинетах обновляется, за 2007-2008 годы приобретено 300 новых стульев, 100 театральных кресел в фойе, кабинеты оснащены оргтехникой, новыми столами, закуплен транспорт+”

Свои слова члены коллектива донесли не только в устной, но и в письменной форме. Под документом подписалось 10 человек.

Я сверяла предоставленные коллективом цифры с документами Департамента культуры и архивного дела. Они верные. Более того, руководитель Департамента Татьяна Ившина заверила, что нецелевых расходов бюджетных средств в ЦНТИ не было и быть не могло.

Ну а то, что ЦНТИ требует капитального ремонта, который не делался здесь лет 20, спору нет. У центрального входа на здании огромная трещина, которую сотрудники год от года пытаются замазать. Только косметический ремонт тут не поможет. Что можно сделать на 5 млн рублей в год? Разумеется, невозможно отремонтировать ВСЕ помещения СРАЗУ, закупить в одночасье ВСЁ необходимое оборудование, поменять ВСЮ мебель, благоустроить ВСЮ территорию! Так что “яма”, куда уходят деньги ЦНТИ, известна. Она хоть и небезразмерна, но огромна. Как и само здание. Хотя ремонт ведется, пусть постепенно.

Не могу не коснуться темы развлекательных заведений, расположенных на территории ЦНТИ. Действительно, большинство заслуженных работников культуры и их воспитанники вынуждены занимать не самые лучшие площади центра, а кто-то – ютится в душных подвальных помещениях. Вот только загнала их туда – не Глебова! Еще при губернаторе Шаманове эти площади были переданы в аренду коммерсантам. На целых 49 лет! И попробуй их оттуда теперь высели!

Кому выгодно?

Сотрудники ЦНТИ, культработники и чиновники не могут не осознавать того, что проблема нынешнего состояния объектов культуры заключается в недостатке финансирования. Для того, как собственно и утверждают в региональном Департаменте культуры и областном правительстве, нужно изыскивать необходимые средства. И именно для того затевается реформирование. Ведь согласно 131-му закону нынешние ДК должны быть переданы на баланс города. Но если это сделать, то данные объекты вообще останутся без финансирования. Ведь денег в муниципальном бюджете нет! Область (согласно законодательству) может финансировать только один такой объект. Именно поэтому появилась идея слияния. Когда все учреждения (тот же ДК имени 1 мая, УАЗ, ЦНТИ и прочие) будут входить в состав одной большой организации, которая будет именоваться Центром народной культуры Ульяновской области (ЦНК).

Я внимательно изучила проект предстоящего слияния. Если верить документам, то в результате реформы тот же ЦНТИ будет получать из бюджета не 32,5 млн рублей как сейчас, а более 70 млн рублей!!! И это хорошо. Но вопрос сейчас не в этом. А в том, что ходе предстоящей реформы развернулось (как мне кажется) настоящее противостояние за контроль над будущим ЦНК. И ряд уважаемых и талантливых руководителей, работой которых до сей поры восхищались (не забывая при этом выдавать им поощрительные грамоты и благодарность) вдруг попали в опалу. В течение нескольких лет лично я не слышала никакой критики в адрес той же Глебовой. Что же случилось? Может, она в одну минуту превратилась в нерадивого руководителя? Представьте, нет!

“Глебова – заслуженный работник культуры, – уверяет Татьяна Ившина, – у нас талантливые творческие люди на счету и Ольге Николаевне обязательно подберут хорошую должность в структуре будущего ЦНК”.

В чем же дело? Почему как дело зашло о реформировании, появились нелицеприятные высказывания и обвинения? Не в должности ли дело? Как известно во главе ЦНК планируется поставить одного руководителя. И кто-то из действующих руководителей ДК вряд ли им станет. Почему? Этот ответ уже озвучен.

“Потому что во главе такой организации должен стоять опытный менеджер, талантливый хозяйственник, который сумеет грамотно распорядиться финансовыми средствами. Ему должны быть присущи качества бизнесмена. Никто не умаляет заслуг руководителей, которые возглавляют объекты культуры сейчас. К ним нет претензий. Именно как к творческим работникам. Для региона они сделали очень много. Но руководить большим предприятием должен другой человек”.

Культура или политика?

“Так может все дело вовсе не в культуре? – задумались многие культработники, – не замешаны ли здесь бизнес и политика? А что если под шумок слияния, в правительстве будет продавлен какой-нибудь очередной бизнес-проект? Тогда понятно, почему руководящий пост должен занять “свой” человек. И есть ли гарантии, что через несколько лет вместо дворца культуры не появится какой-нибудь деловой центр?”

Думаю, что все эти вопросы работники ЦНТИ, да и всех остальных культурных объектов, подлежащих слиянию, должны обсуждать вместе. Сообща решать их с Департаментом культуры, руководством области. Как сообща рассматривать предстоящие назначения на руководящие посты ЦНК.

У меня нет готового рецепта – как сделать жизнь наших творческой интеллигенции лучше, как поднять уровень культуры и где найти средства на ремонт зданий. Я уверена только в одном. Подковерные интриги и взаимные обвинения – не выход. Они делаются в угоду собственным интересам, а не для пользы общества. Но мы хотим, чтобы наши дети жили в культурном обществе, занимались в благоустроенных залах, хотим гордиться нашими талантами. И те, кто работает в сфере культуры, должны быть для всех примером. На этом я не ставлю точку. Я надеюсь, что заслуженные работники культуры, уважаемые, талантливые и творческие люди попробуют сделать это сами.

Наталья Полат

P.S. “Мы живем в мире, где понятия немного лгут, смыслы исчезают, и нужно все проговаривать от начала до конца. Под культурой я понимаю всю сеть социальных институтов, которые отвечают за формирование, иногда разрушение, и трансляцию смыслов и ценностей. И в этом отношении нет непроходимой границы между высокой культурой и низкой, нет границы между телевидением и хорошим романом и между массовыми и немассовыми видами искусств.

Что же касается политики – она смыслы не порождает, но эксплуатирует их всей сетью институтов, которые отвечают за это. И в этом заключен источник постоянного конфликта культуры и политики, как двух важнейших сфер, от которых зависит слишком многое в нашей жизни”.

Александр Архангельский, ведущий передачи “Тем временем” на телеканале “Культура”