На ульяновских автобусах ставят систему спутниковой навигации

Министерство транспорта Ульяновской области поставило задачу оснастить весь пассажирский автотранспорт системами спутниковой навигации в целях четкой диспетчеризации маршрутов. По мнению автотранспортников, это позволит снизить общие расходы на 15-20%. Частные перевозчики пока отказываются ставить систему, считая, что им она не нужна.

В 2010 году все автобусы, работающие на пассажирских маршрутах Ульяновской области, должны быть оснащены системами спутниковой навигации. Такая задача была поставлена министерством транспорта правительства Ульяновской области. Работа по установке таких систем уже ведется в ульяновском пассажирском автотранспортном предприятии (ОАО «ПАТП-1»). Об этом сообщила во вторник пресс-служба губернатора.

«Современные условия предоставления качественных услуг становятся практически невозможными без применения современных технических средств наблюдения, контроля и регулирования, — сказал начальник областного управления транспорта Игорь Ершов. — Существовавшая система АСДУ уже морально устарела. Мы хотим заложить принцип, что автобус, необорудованный системой спутниковой навигации, на линию выезжать не должен».

Руководитель отдела развития автомобильного транспорта областного минтранса Дмитрий Вавилин пояснил „Ъ“, что оборудование, устанавливаемое на автобусах, работает в режиме приема-передачи, через спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и GPS, оно предназначено для определения местоположения транспортного средства, параметров движения, текущего времени, записи собранной информации во внутреннюю память и передачи ее на диспетчерский пункт по каналу связи. Терминал также позволяет получать информацию от датчиков, установленных на автобусах, дающих информацию о работе или выключении двигателя, открытии дверей, количестве топлива. Вся необходимая информация выводится на монитор диспетчера. В случае отклонения автобуса от графика или маршрута, на мониторе диспетчера появляется окно с предупреждающей информацией. Система также может включать в себя видеокамеры, размещенные как в автобусе, так и на остановках, а также канал речевой связи с диспетчером. Пока, по словам господина Вавилина, для связи с диспетчером применяются обычные мобильные телефоны.

Программное обеспечение на базе стандартных программ готовится под требования автотранспортников ульяновской компанией ООО «Бирюза». Она же и поставляет оборудование, собранное на базе радиостанций «АвтоГРАФ-GSM».

На сегодняшний день спутниковыми системами оснащены 70 автобусов предприятия, работающих на городских маршрутах. Стоимость оборудования для единицы автотранспорта колеблется в пределах 15-20 тыс. рублей в зависимости от комплектации и количества функций. По данным господина Вавилина, на реализацию первого этапа — «чтобы закрыть город и пригород, потребуется около восьми миллионов рублей». Расходы на трафик — около 150 рублей в месяц на один автобус. Как отметил Дмитрий Вавилин, внедрение такой системы дает снижение расходов предприятия на 15-20% за счет экономии топлива, уменьшения простоев, исключения нарушений водительской дисциплины. Система, по его словам, должна окупиться в течение полутора-двух лет. Он также добавил, что планируется до конца первого полугодия 2009 года оснастить весь подвижной состав, работающий на пригородных и междугородних маршрутах, а городские машины — до конца 2010 года, правда, на предложение министерства устанавливать спутниковую навигацию частные перевозчики ответили отказом. «Жестко их не заставишь, но мы сейчас разрабатываем конкурсную документацию на маршруты, и включим туда дополнительные баллы за наличие у претендентов спутниковых навигационных систем для обеспечения диспетчеризации», — отметил Вавилин.

На это исполнительный директор объединения частных перевозчиков «Наш город» Виктор Сидоренко ответил, что «сегодня система пассажирского транспорта неуправляемая по другой причине». «В Ульяновске большинство дорог не справляется с транспортными потоками и любая остановка транспорта ведет к пробкам. Надо сначала решить эту проблему, которой никто не занимается. А эта навигация — припарки». Кроме того, считает господин Сидоренко, «для частников нет проблемы простоев, проезда остановок, ухода с маршрута или воровства бензина, потому что для них каждый пассажир — это деньги». В то же время аналитик компании «Финам» Владислав Кочетков отмечает, что введение таких систем навигации и диспетчеризации — «это вполне нормально, такова практика всех развитых стран, современный стандарт в ведении этого бизнеса, все вложения в диспетчеризацию окупятся за 3-4 года».

Сергей Титов, Ульяновск