Этим журналистам не платят гонораров. Зато они имеют возможность работать в свое удовольствие.
Собрание редколлегии областной юношеской газеты “Этажи” проходит в особой атмосфере. Ребята, в основном это школьники старших классов, под руководством студентов-журналистов сами создают жемчужину малой прессы ульяновского региона. Их восьмиполосное произведение выдержано в оранжевых тонах и привлекает вкусным, оригинальным дизайном.
Шеф-редактор Ирина Кондратьева разрывается между учебой в университете и работой, однако выкроила время в напряженном графике для того, чтобы проконтролировать работу своих корреспондентов. Теперь она сидит в офисе “Молодежного инициативного центра” и обзванивает своих подопечных. И сама Ирина, и ее коллеги работают на добровольной основе.
– Это газета для школьников, которую делают сами школьники, -говорит Ирина.
Она демонстрирует августовский номер ежемесячного издания. На первой странице – фотография роллера, выполняющего фирменный трюк. По словам шеф-редактора, темы для статей подбирают сами школьники, поэтому можно говорить о том, что газета реально интересна целевой аудитории.
Летом проект под названием “Молодежное информационное агентство”, разработанный некоммерческой организацией “Молодежный инициативный центр”, выиграл крупный губернский грант. Одним из направлений работы МИА стала областная юношеская газета “Этажи”.
Проблем, с которыми приходится сталкиваться редакции, достаточно. Большинство из тех, кто приходит на собрание редколлегии, ищет прежде всего возможности общения. А редактору надо собрать дееспособную команду, которая будет в состоянии справиться с поставленными задачами.
Школьники только начинают постигать азы журналистского мастерства, поэтому очень часто их тексты подвергаются существенной правке. Задача шеф-редактора, которому неминуемо приходится выполнять роль педагога, как можно мягче указать ребенку на его ошибки – так, чтобы избежать стрессовой ситуации.
С другой стороны, молодежное некоммерческое издание открывает огромные просторы для творчества молодых людей и девушек. Поэтому “Этажам” незнакома проблема нехватки интересных материалов. Ребята фонтанируют идеями. В августовском номере корреспонденты рассказали своим сверстникам о шестнадцатилетнем талантливом рэпере, о том, как правильно выбирать роликовые коньки, обсудили тему летних лагерей и дали советы, где можно провести свое свободное время.
Несмотря на все недочеты, которые можно найти на страницах “Этажей”, качество этого продукта нельзя назвать низким. Бросается в глаза попытка перенять опыт ведущих печатных изданий страны. При этом в газете можно встретить ряд оригинальных находок, касающихся оформления и способа подачи материалов. Иные из экспериментов кажутся довольно сомнительными, но в контексте юношеской газеты они смотрятся вполне уместно. Тем более, что и сами ребята, и их детище продолжают расти в профессиональном отношении.
Сейчас “Этажи” распространяются во многих школах города. “Молодежный инициативный центр” активно сотрудничает с Почтой России, в планах – совместными усилиями наладить распространение газеты по всем районам области.
Другое не менее перспективное направление работы МИА – газета “Ульяновский факультет”, или сокращенно “Улфак”. Те же восемь страниц, окрашенных в оранжевый, наполняют своими трудами уже не школьники, а, как можно догадаться из названия, студенты ульяновских высших учебных заведений. Уникальность этого издания заключается в том, что оно адресовано всем ульяновским студентам – газета носит статус межвузовской. Это позволяет охватить весьма солидную аудиторию.
Несмотря на то, что в течение всей “многолетней” истории “Улфака”, который существует с 2006 года, его создатели лелеют мечту о коммерциализации проекта, до сих пор все остается по-прежнему. Принципы работы перспективного, но пока что не оправдавшего надежды издания ничем по сути своей не отличаются от тех, которые применяются в “Этажах”. Однако если юношеская газета все-таки выходит, то последний номер студенческой увидел свет еще прошлой весной, после чего старый состав редакции самораспустился, и наступил глубокий кризис, последствия которого до сих пор не преодолены.
Но сотрудники МИА делают все, чтобы вернуть газету к жизни. По словам главного редактора “Улфака” Даниила Филатова, следующий выпуск выйдет уже в сентябре.
– На страницах обновленного “Ульяновского факультета” мы будем говорить о том, о чем очень долгое время не говорил никто. Мы расскажем о возможностях нашего региона, о том, где и как молодежь сможет реализовать себя. “Улфак” выходит достаточно редко, и мы будем стараться показывать то, чего нет в других изданиях. И в форме, в которой не говорят другие. Мы будем искать темы, которые могут быть интересны и вызовут резонанс. Что касается запретных тем, то их нет, за исключением криминала. В “Ульяновском факультете” вы не найдете “чернухи”.
Сейчас “Молодежное информационное агентство” объявило о наборе новых корреспондентов. Помимо приоритетных направлений работы – “Этажей” и “Улфака”, а также ленты новостей на сайте ulmic.ru, агентство собирается осуществлять еще целый ряд амбициозных проектов.
Уже этой осенью в рамках регионального фестиваля прессы будет создан объединенный выпуск всех изданий, выходящих в Ульяновской области, начиная от самых крупных и заканчивая локальными – школьными, корпоративными изданиями предприятий. “Этажи” и “Улфак” также будут представлены в этой рекордно длинной полосе газетной бумаги.
Николай Александров