Корейская KIA Motors может сама заняться дистрибуцией своих автомобилей в России. Более того, это будет относиться и к машинам, собранным на «ИжАвто» и «Автоторе». Последний сейчас, кстати, является одним из официальных дистрибьюторов KIA в России. Таким же статусом обладает дочерняя структура KIA и группы «СОК» – SOKIA. Но договоры у обеих компаний закончатся в марте 2009 года и, возможно, что больше продлены они не будут, из-за чего и «Автотор», и «СОК» могут лишиться немалой части своих доходов.
Продажи автомобилей корейской компании KIA Motors до 2005 года в России шли не очень хорошо. Дистрибуцией машин занималась всего одна компания – «KIA Сандол». Но весной 2005 года автопроизводитель решил увеличить число своих дистрибьюторов в России до трех, выдав этот статус калининградскому «Автотору» и самарской группе «СОК». Самарцы совместно с KIA создали компанию SOKIA, которая сразу же приступила к созданию масштабной дилерской сети для реализации корейских автомобилей. Аналогичную работу вел и «Автотор». В результате, в стране сформировались две дилерские сети, не сотрудничающие друг с другом. Благодаря действиям новых дистрибьюторов, корейской марке удалось преодолеть кризис продаж на российском рынке. Только за второе полугодие 2005 года продажи Kia в России выросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности (с 8821 до 15010 автомобилей). По мнению экспертов, в основном это было заслугой SOKIA, которая к лету 2006 года обеспечила около 70% объемов продаж автомобилей марки KIA. Такого успеха совместному предприятию «СОКа» и KIA Motors удалось добиться в основном за счет продаж модели KIA Spectra, собираемой в Ижевске.
Казалось бы, что такой расклад устраивал всех. Но, как стало известно в начале этой недели, KIA Motors решила изменить схему работы в России и самой заняться дистрибуцией своих машин. Фактически, это означает, что и «Автотор», и SOKIA лишатся своих статусов. Для SOKIA это вообще может означать прекращение работы на российском рынке. Ведь SOKIA, в отличие от «Автотора», кроме дистрибуции автомобилей KIA, больше ничем не занимается.
Уже с апреля 2009 года корейский автопроизводитель будет сам заниматься дистрибуцией автомобилей в России – договоры с KIA Motors и у SOKIA, и у «Автотора» закончатся в марте следующего года. На момент сдачи номера официальных комментариев от руководства «Автотора» получить не удалось. Не стали комментировать эту тему и в SOKIA. По всей видимости, для обеих компаний это сейчас самый больной вопрос. Правда, один из сотрудников SOKIA пояснил, что если KIA Motors сама захочет заниматься дистрибуцией, то это будет вполне логичным поступком. Ведь многие иностранные автопроизводители, работающие сейчас в России, уже прошли по этому пути: сначала их интересы представляли дистрибьюторы, потом создавались официальные представительства, а посредники оставались без работы.
В то же время нельзя исключать и того вариант, что «Автотор» и SOKIA все же останутся на рынке, ведь именно благодаря работе их дилерских сетей KIA смогла вернуться в список лидеров продаж российского рынка. Правда, не все было гладко. Вспомнить хотя бы конфликт по поводу беспошлинного ввоза «Автотором» комплектующих. Ведь инициатором разбирательства в Госдуме был выходец из «СОКа» сенатор Рустем Шиянов. Кроме того, обе компании ранее не делились автомобилями, собираемыми на своих заводах. То есть в дилерской сети «Автотора» сложно было найти KIA Spectra. Но в конце 2006 года стороны решили договориться о сотрудничестве. Возможно, что и сейчас «Автотору», и SOKIA придется объединиться, чтобы остаться на рынке.
Но если KIA Motors все же решит лишить своих дистрибьюторов этого статуса, то компании могут многое потерять в финансовом плане. Ведь маржа дистрибьютора сейчас составляет от 7% до 10%. Не стоит забывать, что группа «СОК», к тому же, готовится к окончанию сделки по продаже «ИжАвто», то есть фактически прекращает свое сотрудничество с KIA по сборке корейских автомобилей.
Особое мнение
Евгений ШАГО,
аналитик «Ингосстрах-Инвестиции»
– Сейчас KIA Motors может воспользоваться результатами труда «Автотора» и SOKIA, Зачем делиться с другими, если этим можно заниматься самим. Это первоначально вкладываться в этот бизнес было рискованно. Но сейчас марка уже известна на российском рынке.
Валерий УЛЬЯНОВ