В августе цены на продукты питания первой необходимости в Ульяновской области падали рекордными темпами. В сентябре держались на прежнем уровне, а на ряд продуктов снизились. В октябре – и того лучше: начнут работать традиционные осенние ярмарки, где будет «широко представлена сельскохозяйственная продукция по ценам ниже рыночных на двадцать-тридцать процентов». Такая информация поступает из правительства области.

В сообществе экономистов говорят: «Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика». Наверняка многие читатели «СК» согласятся с этим.

Последние недели, как и весь год, редакционные телефоны постоянно принимают сообщения о галопирующем росте цен на продукты питания и приводят конкретные примеры.

Тем не менее правительство Ульяновской области со ссылкой на Росстат сообщает, что минимальный набор продуктов питания в Ульяновской области в августе по сравнению с июлем подешевел на 4,9 процента и стал на четырнадцать процентов дешевле, чем в целом по России. Это сообщение на минувшей неделе разошлось по всем информационным каналам.

Параллельно к этой информации Росстат сообщает, что снижение стоимости продуктов в конце лета является сезонным фактором и, в частности, объясняется падением цен на плодоовощную продукцию. В июле минимальная продуктовая корзина в целом по стране тоже подешевела на 1,2 процента… после роста в мае и июне на 4,1 и 0,9 процента соответственно, то есть на пять процентов в сумме.

17 сентября на очередном заседании штаба по продовольственной безопасности Ульяновской области заместитель министра сельского хозяйства области Маргарита Салова сообщила, что в сентябре в Ульяновске не изменились цены на десять продуктовых позиций, среди которых масло подсолнечное, молоко фасованное (2,5-3,2 процента жирности), сметана (15-20 процентов жирности), творог жирный, сыр твердый, соль поваренная, мука пшеничная, хлеб ржано-пшеничный, рис, вермишель.

За тот же период подешевели мясо кур, колбаса полукопченая, рыба мороженая, сахар-песок, пшено, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, яблоки.

С чем связано снижение и из каких источников эти цены взяты, не сообщается. Так что не посвященным в «кухню» статистики эту информацию ни подтвердить, ни опровергнуть. Можно только принять к сведению.

4 октября объявлено стартом для традиционных сельскохозяйственных ярмарок, где горожанам обещают продукты дешевле рыночных едва не на треть.

Ярмарки на Руси традиционно считались праздничным действом и устраивались они, как правило, для оптовиков крупных и помельче. В современном варианте ярмарка это место встречи сельхозпроизводителя и потребителя. Понятно, что это самый короткий путь к «удешевлению» продукции, но очень уж тернистый. Горожане с мешками, с тележками с раннего утра (наиболее продвинутые с четырех-пяти) тянутся к неприспособленным, стихийно организованным ярмарочным площадкам, которые перекрывают самые оживленные транспортные развязки города (например, в Засвияжье это проспект 50 лет ВЛКСМ, а в центре улица Минаева). А потом нагруженные плетутся восвояси, стараясь пропихнуть свои тележки в общественный транспорт, поскольку личного транспорта, кроме той же тележки, у самых нуждающихся в ярмарочной продукции, как правило, нет.

Власть утверждает, что ярмарки организуются с максимальным удобством для жителей города по очереди в каждом районе, в наиболее доступных местах. У населения, которое на собственном хребте обкатывает не теорию, а практику, свой взгляд на организацию дела.

Ярмарки удобны только тому, кто живет рядом с торговыми площадями, или тем, у кого есть личный транспорт. И уж, конечно, тот и другой вариант предполагает еще одно условие наличие подвала или погреба, где закупленные по дешевке продукты можно хранить в течение нескольких месяцев. Если этого нет, то ярмарка это морока. Тот, кто покрепче стоит на ногах, ввязываться в это дело не будет. Ввязываются те, кто стоит некрепко в силу возраста, состояния здоровья и, как следствие, низкого материального достатка. Сезонная ярмарка, как и сезонная забота, результат дает сомнительный. Зато показатели превосходные. Такая статистика о состоянии потребительских цен может получиться! Кстати, оппоненты ярмарочного пиара отнюдь не утверждают, что идея короткой встречи производителя и потребителя плоха в принципе. Напротив. Нам нужны муниципальные площадки, на которые совхозы регулярно могли бы вывозить свою продукцию.

Организованные, цивилизованные, с низкой арендной платой. Такими были когда-то колхозные рынки. Отчасти такими были рынки городские. Сейчас у города своих рынков нет. Вот и перекрываем улицы.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА