Григорий Белонучкин

Заседание Совета Федерации в пятницу 19 сентября, несмотря на внеочередной августовский сбор, сочло себя первым заседанием осенней сессии, почему и началось с пения гимна – всех трёх куплетов. До этого сенаторы почтили память погибших в пермской авиакатастрофе и своего коллеги Валерия Сычёва, представителя Ульяновского заксобрания, который умер 31 августа. Также до гимна спикер Сергей Миронов успел выступить с кратким вступительным словом, охарактеризовав законодательный портфель Думы, в котором около 500 проектов, из них 40 приоритетных, а самый главный – очередной трёхлетний бюджет.

Гимн в президиуме пели все – Сергей Миронов, его заместители Александр Торшин, Дмитрий Мезенцев и Михаил Николаев. Пятое кресло, предназначенное для Светланы Орловой, пустовало.

Бато-Жаргал Жамбалнимбуев из упраздняемого Агинского Бурятского АО предложил подкорректировать повестку, включив в тему доклада Игоря Шувалова на Правительственном часе не только Дальний Восток, но и Забайкалье. Спикер предложил обратиться с этим вопросом непосредственно к Шувалову, а повестку не трогать.

Кадры

Совет Федерации формально прекратил полномочия покойного сенатора Валерия Сычёва (от ЗС Ульяновской области), подтвердил на новые сроки полномочия Рафгата Алтынбаева (от Рязанского губернатора) и Анатолия Коробейникова (от губернатора Ставрополья). Алтынбаева тут же по новой делегировали в Комитет по делам Федерации и региональной политике с тем, чтобы до конца заседания он успел его возглавить. Все эти решения были приняты единогласно.

Затем в Регламент была единогласно внесена поправка о воссоздании должности Первого зампреда СФ, упразднённой много лет назад после отставки Валерия Горегляда. Столь же единогласно палата поддержала выдвинутого Мироновым на этот пост кандидата – Александра Торшина. Тем более, что де-факто он и был первым: согласно подписанному спикером распределению обязанностей именно Торшин заменял Миронова в случае его отсутствия. Преодолев настойчивое сопротивление Николая Тулаева, требовавшего тайного голосования по кадровому вопросу, Миронов с Регламентом в руках доказал, что открытое голосование тоже допустимо. Кандидатура Торшина получила 132 голоса за.

После этого был избран ещё один «простой» вице-спикер СФ. Им стал Юрий Леонидович Воробьёв – бывший замминистра МЧС, папа руководителя исполкома партии «Единая Россия» Андрея Юрьевича Воробьёва. Адмирал Вячеслав Попов (Мурманская область) пожаловался, что Миронов «перехватил» у него ценного кадра: Попов собирался выдвинуть Воробьёва себе в первые замы в Комиссии по национальной морской политике. Воробьёв был избран в вице-спикеры единогласно 131 голосом и опять же в открытом голосовании. Однако в президиум, несмотря на подсказки сенатора Виктора Озерова, новый зам посажен не был, поскольку за руководящим столом для него пока не оборудована ячейка системы электронного голосования.

Членом Кассационной коллегии Верховного Суда СФ единогласно (127 за) утвердил Тамару Егоровну Корчашкину, и на этом кадровые вопросы закончились.

Ратификации

Палата ратифицировала Договор с Афганистаном о передаче осуждённых. Сенаторам не пришло в голову задать вопросы о сравнительном качестве проживания в российских тюрьмах и в афганских, и договор получил 116 голосов за при отсутствии против и воздержавшихся.

Ратифицировано Соглашение СНГ о борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Оговорка России: РФ может отказать в выполнении запроса, если это противоречит интересам её безопасности. С аналогичной оговоркой Соглашение ратифицировал Азербайджан, а Грузия и Туркмения и вовсе его не подписали. За ратификацию проголосовали единогласно 117 сенаторов.

Законы

К нынешнему заседанию из Думы поступило всего три (не считая ратификаций) закона, и все они были верхней палатой одобрены.

Первой была рассмотрена поправка к закону «О ветеранах», дополняющая список территорий, где велись боевые действия с участием российских граждан Анголой, Мозамбиком и Эфиопией в соответствующие годы уже постперестроечного периода. Борис Листов (Еврейская АО) спросил докладчицу Валентину Петренко, есть ли перспективы распространения закона на участников боевых действий в Таджикистане, Сьерра-Леоне и Нагорном Карабахе. Вячеслав Новиков удивился, почему список расширяется только сейчас. Мы что, про них забыли в своё время, или это соображения секретности? Петренко сослалась на то, что законодатели удлиняют списки, когда их об этом просит Минобороны, а предложение Листова пообещала рассмотреть на своём (социальном) Комитете. Закон одобрен 116 голосами при 1 воздержавшемся.

Без пяти одиннадцать журналистов и гостей попросили удалиться. Начался закрытый Правительственный час, в ходе которого первый вице-премьер Игорь Шувалов доложил о мерах по развитию Дальнего Востока. После Правительственного часа, палата поработала ещё полчаса, как всегда без перерывов.

Закон, упрощающий приобретение гражданства участникам программы добровольного переселения соотечественников, получил 105 голосов за.

Последним на сегодня Совет Федерации одобрил им же внесённый в Думу закон о нераспространении 10-летнего ценза оседлости на всех сотрудников правоохранительной и судебной системы (в первоначальной версии он распространялся только на военных). Валерий Сударенков счёл предлагаемые исключения из ценза необоснованными и даже глупыми, предложив либо ввести ценз для всех, в том числе работников умственного труда, либо ни для кого. По его словам, Булат Окуждава, два года проработавший в калужской школе, не смог бы стать сенатором от Калужской области – и это несправедливо. И пошло-поехало. Максим Кавджаразде заступился за знаменитостей, Виктор Лопатников – за дипломатов. Докладчик Николай Тулаев напомнил, что дипломаты не теряют российской прописки и вполне могут справиться с цензом. Тут встрепенулся Валерий Кадохов: все дипломаты прописаны в Москве, за что мы их дискриминируем? В итоге закон принят единогласно (112 за).

Прочее

Совет Федерации учредил медаль к собственному 15-летию и номерной нагрудный знак к Почётной грамоте СФ. Как пояснил Николай Тулаев, граждане желают иметь наглядное свидетельство своей награды.

В рамках заведённого много лет назад ритуала Александр Торшин выступил с лаконичным докладом по вопросу, который значится в повестке практически каждого заседания СФ – «О внесении изменений в План мероприятий и мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, проводимых Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на осеннюю сессию 2008 года». Уходят года, весенняя сессия сменяется осенней и наоборот, но доклад этот звучит каждый раз одинаково, как мантра, его наверняка помнят наизусть все сенатские журналисты: «Уважаемый Сергей Михайлович, уважаемые коллеги! У Вас на руках проект постановления Совета Федерации о внесении изменений в План мероприятий и мониторинга правового пространства на осеннюю сессию 2008 года. Вчера на Совете палаты мы его детально обсудили. Если есть какие-то вопросы, я готов ответить». Из Плана мероприятий постоянно исключают какие-то пункты, но не было ещё случая, чтоб у сенаторов возник интерес, какие именно. В проекте постановления они значатся под ничего никому не говорящими номерами, и сенаторы всегда радостно голосуют за сокращение объёма работ.

Единогласно утвердив единогласное решение Комитета по делам Федерации и региональной политике о переизбрании Рафгата Алтынбаева председателем на новый срок, Совет Федерации решил рассмотреть на Правительственном часе будущего 230-го заседания, намеченного на 26 сентября, вопрос «О состоянии геологического изучения недр в РФ». И хотя министр Трутнев собирается в этот день в командировку, палате будет достаточно заслушать одного из его заместителей.

На брифинге после заседания Сергей Миронов поведал, что новый зам Юрий Воробьёв будет координировать антикоррупционную политику, и выразил несогласие с принятием профицитных бюджетов в условиях, когда не выполняются социальные обязательства государства.