Мы уже говорили об ущербности заявлений властей о том, что жителей Сенгилеевского района может спасти только разработка месторождений цементного сырья, а национальный парк – это сплошные проблемы! Главный, точнее единственный, аргумент властей при агитации за цементное производство и против нацпарка – это появление новых рабочих мест. Подобное противопоставление – это лукавство, предопределенное фанатичным преклонением современных правителей Ульяновской области перед Мамоном!***

Плетемся в хвосте

Во-первых, добыча цементного сырья будет осуществляться людьми, приезжающими из других регионов. Местные могут быть привлечены разве что в количестве 2-5 человек на подсобные работы, например, по уборке помещений и территорий. Труд откровенно неквалифицированный, поэтому низкооплачиваемый.

Правда, несколько большего количества работников потребует цементный завод. Естественно, хорошо, по сравнению с местным населением, будут оплачиваться квалифицированные рабочие с соответствующим образованием и опытом работы. Но и здесь рассчитывать на сотни (а некоторые в запале говорят даже о тысяче) рабочих мест для местного населения не приходится. Если производство современное, то оно должно быть в достаточной степени автоматизировано. По производительности труда мы проигрываем даже китайцам, не говоря уже о Европе, Японии или Северной Америке. Поэтому новые производства запускаются с максимальной автоматизацией и роботизацией.

Главная же гарантия того, что сенгилеевцы не получат обещанных барышей от чудо-инвесторов это то обстоятельство, что заходят они в регион под обещание областного правительства, что у нас крайне низко оценивается рабочая сила. Других конкурентных преимуществ Ульяновская область предоставить, по сравнению с другими регионами, не может. В рейтингах инвестиционной привлекательности мы традиционно плетемся в конце списка по Приволжскому округу и по России в целом.

Токсические

свойства цемента

Во-вторых, наиболее негативные последствия ждут сенгилеевцев от негативного воздействия добычи цементного сырья и его переработки на окружающую среду и здоровье населения.

Цемент, как конечный продукт производства, характеризуется высоким уровнем пылеобразования, россыпями, а также значительным количеством остатков и отходов, образуемых на всех этапах транспортного процесса. По данным специалистов, потери навалочных грузов при транспортировке от производителя до потребителя составляют обычно 3-10% и более. Следовательно, образуемые отходы и остатки составляют довольно внушительные объемы.

Цементы – вяжущие порошкообразные материалы, образующие с водой быстро затвердевающую массу. Их получают измельчением клинкера – продукта совместного обжига глинистых, мергелистых, кремнеземистых пород, шлаков и т.п. Цемент относится к веществам 3-го класса опасности по ГОСТ12.007-76. Основным токсическим свойством цементов является фиброгенный характер пыли за счет содержания в ней порядка 0,8-7,3% свободной двуокиси кремния (SiO2). В то же время на некоторых производствах выпускается портландцемент по ГОСТ 10178-85 с содержанием SiO2 до 23,53%. Этого достаточно, чтобы придать остаткам и отходам цемента, легко мигрирующим с местными воздушными потоками, опасные токсические и фиброгенные свойства.

Практически на всех этапах производства и транспортировки цементов средняя запыленность воздуха составляет 400-600 частиц в 1 куб.см. воздуха. Даже наружный воздух вне территории цементных заводов содержит значительное количество пыли (10-46 мг/куб.м). Пыль цемента представляет аэрозоль дезинтеграции с размером частиц менее 5 мкм в 50,5-95% случаев. Они легко проникают в легкие и задерживаются в них, оказывая фиброгенное действие. Мелкодисперсная пыль (1-2 и до 5 мкм) получила название “витающей”, неосаждаемой пыли, которая легко переносится на большие расстояния и оказывает вредное воздействие на организм человека и животных. В опытах на животных показано, что при вдыхании пыли цемента в течение 6-12 месяцев, развивается прогрессирующий узелковый пневмокониоз в сочетании с катаральным или гнойным бронхитом. Имеют место признаки общетоксического действия за счет резорбции компонентов аэрозоля: похудание, эритропения, снижение содержания гемоглобина, выпадение шерсти, гнойничковые поражения кожи.

Опасность

для здоровья

У рабочих, систематически занятых не только на производстве, но и перегрузке цемента, отмечали появление таких симптомов, как боль в груди, одышка, кашель, сухость во рту, носовые кровотечения. Среди них отмечен высокий процент заболеваний силикозом, бронхитами, язвенной болезнью желудка, циститами. На коже появляются зудящие узелки – “цементная чесотка”, фурункулы, аллергические дерматозы, поражения глаз двуокисью кремния. Аллергическое действие цементов связано с наличием в них примеси шестивалентного хрома, присутствие которого даже в количестве 0,001 % вызывает аллергические поражения у значительной части экспонируемого населения, а не только рабочих. В частности, у детей, проживающих в районах размещения цементных заводов, отмечена повышенная заболеваемость органов дыхания, пищеварения, кожи, в том числе и аллергенной природы. Именно потенциальная опасность для здоровья населения должна служить приоритетным критерием для принятия решений по выбору места производства, порта загрузки-разгрузки, технологии перегрузочных работ, способа транспортировки, максимального снижения количества и судьбы образуемых отходов.

В Ульяновской области сенгилеевцы наряду с новоульяновцами являются лидерами по таким печальным показателям, как рост злокачественных новообразований, болезней костно-мышечной системы и кровообращения. В районе Новоульяновска и Сенгилея за последние десятилетия сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Основными источниками загрязнения воздуха являются Новоульяновский и Сенгилеевский цементные заводы. Анализ состояния атмосферного воздуха, почвы, снежного покрова, питьевой воды показал чрезвычайно высокую техногенную нагрузку на территорию Новоульяновска и Сенгилеевского района. Подсчитано, что на каждого жителя Новоульяновска в отдельности ежегодно приходилось 150(!) тонн вредных выбросов и отходов, максимальная пылевая нагрузка стала превышать фоновую в десятки раз. Примерно такие же данные и по Сенгилею.

А как

у соседей?

Теперь о том, что якобы в национальных парках запрещено что-либо делать, поэтому все земли, которые отдадут под нацпарк «Сенгилеевские горы», будут выведены из хозяйственного оборота, а депрессивный район совсем загнется. На самом деле – это полуправда. В национальных парках установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных историко-культурных и иных особенностей. Там действительно есть заповедная зона, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование, но в нацпарке «Сенгилеевские горы» – это будет такой мизер, что его мало кто заметит. Основную территорию будут занимать: особо охраняемая, где допускается регулируемое посещение, которое касается, как правило, только приезжих и не распространяется на местных жителей; зона познавательного туризма для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка; рекреационная зона – для отдыха; зона обслуживания посетителей – для размещения ночлега, палаточных лагерей, кемпингов, туристических баз, гостиниц, закусочных, кафе и иных объектов туристического сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей; зона хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Не будем далеко ходить, возьмем ближайшие к нам нацпарки в Поволжье и на Северном Кавказе.

В нацпарке «Марий Чодра» (Марий Эл) на территории парка размещены тургородок «Кугу Ер» с 2-х и 4-местными домиками, туристические базы и дома отдыха на берегах озер Яльчик и Кичиер, санаторий «Кленовая Гора» на 520 чел. Есть гостевые 2-этажные туристические домики с камином. Любителям дикой природы предлагается разместиться в палатках на берегу озер и рек, где обустроены стоянки для отдыха.

В нацпарке «Нижняя Кама» (Татарстан) расположено более 200(!) баз отдыха, санаториев и профилакториев.

Аналогичная ситуация в нацпарках: «Нечкинский» (Удмуртия), «Смольный» (Мордовия), «Чаваш Вармане» (Чувашия, этот нацпарк особенно славиться обилием экологически чистых грибов и ягод), огромной (127,2 тысячи га) «Самарской Луке» (Самарская область), «Хвалынском» (Саратовская область, особенно славен своими фольклорными праздниками) и т.д.

Как видим, все наши ближайшие соседи имеют хотя бы по одному национальному парку. Только уникальная Ульяновская область остается якобы “инвестиционно привлекательной”, а на самом деле – природной «язвой» на теле России со своими смердящими заводами, отходами, грязными выбросами в атмосферу и сбросами в водоемы.

Будет больше

рабочих мест

Создание и содержание национальных парков осуществляется за счёт федерального бюджета, который уже который год профицитен и его излишки направляются на поддержание экономики США, в т.ч. нашумевших в последнее время разорившихся ипотечных компаний «Fannie Mae» и «Freddie Mac». Россия, инвестируя наши деньги, ежегодно теряет миллиарды долларов на западных рынках.

Самое же привлекательное для местного населения – это то, что вокруг парков развивается малый и средний бизнес. Появляется большое количество семейных бизнесов и фермерских хозяйств, потому как многотысячную ораву гостей и туристов нужно приютить, накормить, развлечь и т.д. Чаще всего нацпарки предлагают различные виды экологического туризма и отдыха на природе.

Как правило, имеются ограничения на охоту и иногда на рыбалку. Но, например, в Удмуртском нацпарке разрешена любительская охота на всей территории, кроме заповедной, на копытных, боровую и водоплавающую дичь, лисицу, зайца, белку, бобра. Практикуется охота на токах на глухаря и тетерева, осенняя охота на перелетах на водоплавающую дичь. Любительское рыболовство разрешено на всем побережье Воткинского водохранилища, на р. Каме и ее крупном притоке – р. Сива, а также на многочисленных пойменных озерах. Ихтиофауна включает в себя более 30 видов рыб, включая стерлядь, щуку, налим, сом, елец, голавль, язь, речной и озерный гольяны, лещ, чехонь и т.д. Из грибов в парке (естественно сбор грибов и ягод разрешен) наиболее часто встречаются белый гриб, груздь, рыжики, маслята, лисички, из ягод – земляника, черника, костяника, клюква, дикая рябина и черемуха.

В случае создания нацпарка «Сенгилеевские горы» однозначно будет образовано в десятки, а то и в сотни раз больше рабочих мест, чем при добыче цементного сырья и его переработке. Не говоря уже о том вреде для природы и здоровье населения, которое нельзя будет поправить, и затраты на восстановление экосистемы лягут тяжелым бременем на будущие поколения.

Защитить право

на жизнь

Выскажу свое подозрение, почему власти идут по другому пути. Во-первых, отдать на откуп крупному бизнесу какую-то территорию – это проще организационно и по трудовым затратам. Во-вторых, одного бизнесмена, ну максимум двух, легче облагать поборами, нежели сотни предпринимателей и членов их семей. Кроме того, став экономически независимыми от власти, жители района могут потребовать себе политических свобод и социальных гарантий, не боясь, как это происходит сегодня, что власть выкинет человека на улицу. Это тот самый средний класс, о котором так много говорили. Это экономический базис гражданского общества, о котором до сих пор много говорят. Это то, чего хочет добиться Президент России Д.А. Медведев, но категорически не хотят местные князьки.

Хватит ли у народа внутренней силы защитить свое право на жизнь, здоровье и благополучие – это зависит только от самого народа, от фазы его пассионарного состояния.

Александр КАПЛИН,

депутат Ульяновской

городской Думы,

руководитель координационного центра

Межрегиональной общественной

организации «Экологический парламент Волжского бассейна и Северного Каспия»

*** В апокрифах демонический персонаж Мамона (Мамонт) — один из представителей «силы бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Этот образ, по-видимому, возник вследствие народного переосмысления евангельского образа Мамоны (божества богатства). В русских говорах Мамона – «имя божества богатства у некоторых древних народов»; Мамон во многих областях России означает и желудок, «брюхо мамонить» — соблазнять, обжираться. Служение «Мамоне неправедному» искони противопоставлялось служению Христу (ср. «Работати Мамоне неправедному» — «Слово Иоанна Златоустого о играх и о плясании»).