С момента создания в Ульяновской области отделения Российской экологической академии не прекращаются просьбы экологов предприятий порекомендовать надежного партнера в сфере экологического аутсорсинга. Или как эту услугу еще называют – «эколога на предприятии». Проведённое исследование по данному вопросу представляет председатель Ульяновского отделения Российской экологической академии, доктор биологических наук, профессор, академик РАЕН Михаил Викторович ШУСТОВ.

Одной из причин значительного ухудшения экологической ситуации в большинстве регионов страны, нарастающей деградации ее природно-ресурсного потенциала представляется отсутствие результативной управленческой системы обеспечения качества окружающей среды и рационального природопользования.

Экологические инновации в сфере охраны окружающей среды на производстве связаны со значительными материальными затратами, чаще всего не приносящими быстрой отдачи. В этом видится основная причина того, что природоохранная деятельность, в том числе, направленная на сокращение объемов накопления техногенных отходов, снижения выбросов и сбросов, рассматривается субъектами хозяйствования как элемент непрофильных активов бизнес-системы. В то же время, в соответствии с концепцией устойчивого развития, осуществление природоохранных функций относится к приоритетным направлениям хозяйственной деятельности. Следовательно, исходя из современных реалий, весьма актуальной представляется задача модернизации действующего организационно-экономического механизма экологического регулирования, в частности, его дополнение инструментами, позволяющими учесть интересы хозяйствующих субъектов и требования эколого-ориентированного развития.

Теорией и практикой доказана целесообразность внедрения в практику природоохранной деятельности промышленных предприятий организационного инструмента, обеспечивающего реализацию природоохранных функций на основе рыночных принципов ведения бизнеса, а также изучение перспектив развития рынка предлагаемой эколого-ориентированной конкурентной технологии в России.

В качестве одного из возможных путей решения задачи усовершенствования организационно-экономического инструментария рационального природопользования на уровне предприятия может рассматриваться перенос реализации природоохранных функций во внешнее пространство производственно-хозяйственной системы.

В мировой практике такая форма разделения труда, заключающаяся в вынесении части бизнес-функций или процессов за организационные и физические границы бизнес-системы, известна как аутсорсинг (outsoursing). К основным достоинствам аутсорсинга следует отнести:

– высвобождение ресурсов и возможность их концентрации на приоритетных направлениях деятельности;

– доступ к наиболее современным техническим решениям и разработкам;

– ускорение реинжиниринга компании;

– разделение рисков между внешними и внутренними агентами;

– расширение финансовой базы;

– увеличение оборотных средств;

– снижение операционных издержек;

– получение ресурсов, отсутствующих внутри компании;

– уменьшение количества объектов контроля.

На Западе аутсорсинг активно используется в сфере информационных технологий; например, более 60% крупных американских фирм обеспечивает функционирование своих компьютерных систем за счет привлечения внешних провайдеров – компаний, специализирующихся на оказании IT-услуг. Сегодня рынок аутсорсинга информационных технологий в США оценивается примерно в 40 млрд. долларов.

Кроме IT-аутсорсинга (полной или частичной передачи специализированной компании функций, связанных с информационными технологиями), бурно развиваются и другие виды аутсорсинга:

– BP-аутсорсинг (business process outsoursing) – форма делового сотрудничества, заключающегося в передаче сторонней организации отдельных процессов, которые не являются для компании бизнес-образующими (управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика);

– HR-аутсорсинг (human resources outsoursing) – система организационных мероприятий, связанных с переводом во внешнее управление операций по найму сотрудников, расчету и выплате заработной платы, премиальных и бонусов, разработке должностных инструкций, обучению персонала);

– производственный аутсорсинг – форма производственно-хозяйственной интеграции, проявляющаяся в делегировании сторонней компании функций по выполнению части производственных процессов или целиком всего цикла производства (сервисное обслуживание технологического оборудования, поставки заготовок и комплектующих).

Аутсорсинг является инструментом, обеспечивающим реализацию одного из базовых принципов современной теории управления, который заключается в развитии ключевых компетенций бизнес-системы при максимально возможном отказе от непрофильных активов. Его применение позволяет субъекту хозяйствования минимизировать расходы, связанные с выполнением второстепенных функций либо развитием направлений, не обеспечивающих основную долю прибыли компании.

Сегодня природоохранная деятельность является обязательной, но не бизнес-образующей составляющей деятельности промышленных предприятий, в связи с чем, субъекты хозяйствования не стремятся ориентировать имеющиеся у них ресурсные потоки на реализацию экологических инноваций, относя их к непрофильным компетенциям. Однако, в условиях нарастания экономико-экологических противоречий, с учетом основных положений концепции устойчивого развития, такие «периферийные» функции приобретают для компаний все большую значимость и требуют обязательного решения.

Очевидно, построение оптимальной конфигурации производственно-хозяйственной системы в природоохранном аспекте наиболее эффективно может быть реализовано посредством передачи во внешнее управление (специализированному предприятию) функций природоохранного характера. Такой подход способен обеспечить субъекту хозяйствования достижение реального компромисса между экологическими издержками, качеством результатов от осуществления эколого-ориентированной деятельности и желанием развивать приоритетные бизнес-направления за счет высвобождения ресурсов, расходуемых ранее на решение задач по охране окружающей природной среды.

Следовательно, можно говорить о генезисе еще одного вида аутсорсинга – экологическом аутсорсинге, который заключается в делегировании природоохранных функций бизнес-систем специализированным компаниям. Применение экоаутсорсинга способно обеспечить субъекту хозяйствования возможность:

– фокусировать собственные ресурсы на реализации ключевых компетенций посредством передачи природоохранных функций во внешнее управление компаниям, которые специализируются в конкретных сферах природоохранной деятельности;

– добиться снижения себестоимости передаваемых функций за счет узкой специализации внешних провайдеров, позволяющей им минимизировать стоимость и достичь необходимого качества выполняемых работ в результате “оптовой” продажи своих знаний и умений, а также наличия конкурентной среды;

– получить доступ к ресурсам, которые отсутствуют у компании;

– использовать новейшие природоохранные технологии и оборудование, которые приобретаются и осваиваются провайдерами за счет эффекта “оптовых” продаж результатов своей деятельности;

– достичь высокого уровня надежности посредством выполнения провайдерами многочисленных однотипных задач, решение которых позволяет накопить значительный практический опыт в сфере природоохранной деятельности;

– реализовать стратегию диверсификации рисков между субъектом хозяйствования и провайдером, в результате делегирования последнему ответственности за выполнение конкретной природоохранной задачи, что наряду с возрастающими штрафами (с 1 января 2009 года по некоторым экологическим правонарушениям в 10 раз) становится особенно актуальным.

Экологический аутсорсинг как форма делового сотрудничества в сфере рационального природопользования, помимо достоинств, обладает рядом недостатков, которые, при определенных условиях, делают нецелесообразным его применение. К ним следует отнести:

– отсутствие надежных провайдеров, специализирующихся на решении природоохранных задач;

– потенциальная монополия со стороны возможного провайдера;

– снижение оперативности выполнения делегированных функций ниже требуемого уровня;

– увеличение затрат по реализации делегированных функций или процессов;

– отсутствие детально проработанного технического задания;

– необходимость осуществления постоянного мониторинга делегируемых внешнему провайдеру функций и процессов.

Указанные недостатки, по нашей информации, полностью отсутствуют при сотрудничестве с Институтом социальной экологии и устойчивого развития – единственной организацией своего рода, предлагающей наиболее широкий спектр, а главное – работающей по всему предлагаемому набору услуг более восьми лет.

Теперь ближе к практике. Вообще данная услуга предполагает полную или частичную передачу функций администрирования природопользования (разработка проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов, организация вывоза самих промышленных отходов, разработка ПДВ, ПДС, ВСС и т.п. документов, сдача всех форм отчетности по форме 2-ТП, расчет и сдача экологических платежей, разработка рекомендаций по оптимизации природопользования и иные услуги в сфере охраны окружающей среды).

Ваше предприятия, учреждение, организация или индивидуальный предприниматель «нанимает» организацию (хотя и индивидуальные предприниматели ведут подобную деятельность, но положительные эффекты, перечисленные выше в этом случае будут нивелированы) на должность эколога с той лишь разницей, что отношения регулируются не трудовым договором, а договором сотрудничества, в котором четко прописываются обязанности и ответственность за их исполнение. За Вами закрепляется персональный инженер-эколог, который курирует деятельность Вашего предприятия и выполняет все функции штатного эколога, используя при этом в полном объеме ресурсы всей организации.

Кстати, последнее в полной мере может относиться, пожалуй, только к Институту социальной экологии и устойчивого развития, потому что в других организациях Ульяновска, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, отсутствует похожая по кадровым, материальным, информационным, техническим, программным и финансовым возможностям обеспеченность.

Более подробно технологическую цепочку взаимовыгодного сотрудничества всегда можно узнать, связавшись с офисом Института, поэтому подробно на этом здесь останавливаться не будем.

Но вот, что особенно интересно. Больше всего вопросов нам задают штатные экологи предприятий. С ними же проще всего и работать в рамках экологического аутсорсинга, хотя услуга «эколог на предприятии» ориентирована больше на малые и средние предприятия. Несмотря на то, что на крупных и некоторых средних предприятиях имеются штатные экологи или даже экологические службы, руководители совершают огромную ошибку, думая, что для удовлетворения современным требованиям природоохранного законодательства этого минимума будет вполне достаточно. На моей памяти был случай, когда одному из клиентов Института органы государственного экологического контроля и надзора предъявили претензию за нарушение природоохранного законодательства на 861 миллион(!) рублей. Стараниями специалистов Института удалось снизить итоговые штрафные суммы в 17.220 раз(!) … до 50 тыс. рублей. Если бы указанное предприятие не заключило вовремя с Институтом соглашение на обслуживание, то легко догадаться, как закончилась бы его деятельность! Навсегда!