Частные перевозчики Ульяновска объединились в союз
В Ульяновске создан союз частных перевозчиков, который в будущем намерен стать крупным автотранспортным предприятием. С целью минимизации рисков и затрат союз берет на себя часть функций многочисленных малых предприятий по снабжению запчастями и комплектующими, представительству перед органами власти. Эксперты считают, что в Ульяновске таким образом формируется реальная эффективная система пассажирских перевозок, которой прежде не было, однако все будет зависеть от политической воли исполнительной власти.
Объединение частных перевозчиков Ульяновска «Наш город» в понедельник распространило заявление, в котором сообщила о создании нового транспортного союза «Компас» (Коммерческий пассажирский союз). Как было сказано в заявлении, «необходимость создания транспортного союза назрела, поскольку в одиночку малым предприятиям выживать сложно». «Компас» пока не имеет самостоятельного юридического лица и будет действовать в структуре «Нашего города». В его состав вошли малые предприятия и предприниматели, объединяющие 18 маршрутов, 600 автобусов различной вместимости и около 1000 работников.
Председатель совета «Нашего города» Виктор Сидоренко пояснил „Ъ“, что на первом этапе «Компас» будет заниматься «вопросами повышения экономической эффективности участников транспортного процесса, отбора, обучения и переподготовки водительского состава и производственных кадров, централизованного снабжения членов союза запчастями и комплектующими изделиями». Также предполагается, что от имени членов союза «Компас» будет участвовать в конкурсах на получение заказов и в целевых программах различного уровня, представлять интересы союза в отношениях с властью. «Но главная и перспективная цель объединения — это создание крупного и крепкого автотранспортного предприятия, имеющего свою хорошую техническую базу и работающего на городских маршрутах», — добавил господин Сидоренко. Он также пояснил, что союз перевозчиков создан по примеру Германии, где система пассажирского транспорта считается лучшей в Европе: «Именно там частные предприятия однажды объединились и создали единую ремонтно-производственную базу». По его словам, около трети средств, идущих в Германии на развитие общественного транспорта — бюджетные.
Ъ Ульяновское объединение работодателей (частных перевозчиков) «Наш город» создано в 2002 году. В его состав вошли наиболее крупные частные перевозчики, оказывающие услуги по перевозке пассажиров и состоявшие ранее в общественном объединении «Симбирский маршрут», созданном в 1998 г. Общий парк автобусов членов объединения — около 1000 единиц. Постоянно занятых работников — 1500, объем ежедневно перевозимых пассажиров — 200 тысяч человек. Ежедневная валовая выручка — 2,2 млн рублей. В Ульяновске на частные перевозки приходится около 70% пассажиропотока городского автотранспорта.
Господин Сидоренко в разговоре с „Ъ“ отметил, что, регулируя тарифы даже на частных маршрутах, область отказывала частным перевозчикам в компенсации выпадающих доходов. В такой ситуации, по мнению руководителя «Нашего города», «когда тарифы задавлены, подвижной состав не обновляется, нет ни базы, ни земли, частные перевозчики оказались перед выбором: или уходить с этого рынка, или развиваться на иных условиях».
«Ситуация сегодня благоприятствует объединению, если учесть, что финансовое состояние единственного пассажирского АТП города, 100% акций которого находятся в областной собственности, мягко говоря, очень тяжелое», — добавил Виктор Сидоренко.
В день заявления о создании «Компаса» губернатор Ульяновской области Сергей Морозов на аппаратном совещании указал, что отныне мэрия должна сама заниматься автобусными пассажирскими перевозками, закупать автобусы, создавать свое АТП или компенсировать областному АТП выпадающие доходы. В «Компасе» считают, что в такой ситуации они и «могли бы стать для мэрии спасительным вариантом». Мэр Ульяновска в интервью „Ъ“ сказал, что он пока не знает, как решить поставленную задачу, однако если частные перевозчики смогут создать единое АТП, то он будет это только приветствовать. И.о. министра транспорта областного правительства Андрей Тюрин отнесся к новому союзу настороженно и сказал, что польза от него будет в том случае, если «Компас» будет закупать автобусы большой вместимости. Однако вопрос, кто и как будет регулировать тарифы и компенсировать выпадающие доходы, пока остался без ответа.
Руководитель центра защиты прав потребителей Григорий Каленов считает, что с появлением союза может сформироваться реальная и эффективная система пассажирских перевозок, но многое будет зависеть от воли властей.
Аналитик компании «Финам» Дмитрий Баранов отметил, что даже на Западе общественный транспорт, как правило, убыточен, поскольку выполняет социальную функцию, а если региональные власти намерены регулировать тарифы, то положено и как-то компенсировать убытки перевозчиков, «в противном случае частники просто уйдут с рынка, оставив город с государственными развалюхами, как уже было в некоторых регионах».
Сергей Титов, Ульяновск