Современные технологии позволяют раскрыть любую ложь – от супружеской неверности до коррупции правительственного чиновника.

Специалисты, способные вывести на чистую воду любого, есть и в Ульяновске. И речь идет не о работниках органов с их методами в духе «отвечайте-на-поставленный-вопрос».

Детекция лжи перестала быть прерогативой спецслужб и милиции. Время такое – честность дорого стоит, а значит, всегда найдутся те, кто готов за нее заплатить, чтобы обезопасить себя, своих близких, свой бизнес.

Агентство детекции лжи «Кристалл“ в свое время стало пионером на рынке подобных услуг, собравшее под своей крышей самых опытных полиграфологов в городе. Это специалисты, работающие с полиграфом, более известным в народе как детектор лжи.

Проблема выявления лжи всегда волновала людей. В древности прибегали к различным ритуалам, “судам божьим”, чтобы уличить лжеца и установить истину. Историк Николай Карамзин так описывает эти мероприятия: “…древние россияне, подобно другим народам, употребляли железо и воду для изобличения преступников — обыкновение безрассудное и жестокое… Обвиняемый брал в голую руку раскаленное железо или вынимал ею кольцо из кипятка, после чего судьям надлежало обвязать и запечатать оную. Ежели через три дня не оставалось язвы или знака на коже, то невиновность была доказана”.

История донесла до нас и иные, менее жестокие испытания “на правду”. Давно выявлено, что у человека, совершившего преступление, при допросе страх перед разоблачением вызывает определенные изменения его психофизиологических функций. Например, в Древнем Китае человек, подозреваемый во лжи, подвергался испытанию рисом. Он должен был набрать в рот горсть риса и выслушать обвинение. Если рис оставался сухим — от страха разоблачения приостанавливалось слюноотделение, вина подозреваемого считалась доказанной.

Американский путешественник Райт, лично присутствовавший при детекции лжи в одном из племен Западной Африки, так описывает это событие:

“…Колдун… указал на несколько человек, стоявших в стороне. Их вытолкнули в центр круга. Колдун повернулся к вождю и сказал:

— Один из этих людей — вор.

…Колдун вышел вперед и протянул ближайшему из шести обвиняемых небольшое птичье яйцо. Его скорлупа была столь нежной, что казалась прозрачной. Было ясно, что при малейшем нажиме яйцо будет раздавлено. Колдун приказал подозреваемым передавать яйцо друг другу — кто виновен, тот раздавит его и тем самым изобличит себя. Когда яйцо дошло до пятого, его лицо вдруг свела гримаса ужаса, и предательский желток потек между пальцами. Несчастный стоял, вытянув руку, с которой на землю падала скорлупа, и его дрожащие губы бормотали признание».

Этот пример как нельзя лучше характеризует такое психофизиологическое явление при страхе разоблачения, как непроизвольное сокращение мышц.

Итальянский физиолог Массо, измеряя давление и пульс своей пациентки, заметил резкое увеличение их показателей. Он попросил пояснить, о чем она думала в тот момент. Пациентка рассказала, что когда она увидела стоявший на дальней полке в кабинете врача череп, она невольно подумала о своей болезни и ее негативном исходе. Аналогичные эксперименты Массо в 1877 году навели его на мысль о том, что “если страх является существенным компонентом лжи, то такой страх может быть выделен”. Эти идеи повлекли за собой проведение исследований с применением примитивных устройств, направленных на обнаружение скрываемой человеком информации по психофизиологическим реакциям.

Известный итальянский криминалист Чезаре Ломброзо поставил этот метод на службу полиции. В 1902 году он первым описал случай, позволивший оправдать невиновного подозреваемого. Некий Тосетти обвинялся в совершении зверского убийства девочки. При предъявлении фотографий убитых детей, прибор не зафиксировал никаких психофизиологических отклонений, в том числе и при демонстрации фотографии трупа девочки. Тем самым было подтверждено, что контроль физиологических реакций человека может не только вести к выявлению скрываемой информации, но и, что не менее важно, способствовать установлению невиновности подозреваемого.

Наиболее активное использование метода началось в 20-е годы прошлого столетия в США. Офицер калифорнийской полиции Джон Ларсон смоделировал прибор, который позволял осуществлять непрерывную регистрацию показателей кровяного давления, пульса и дыхания. Однако решающий вклад в становление этого метода внес криминалист Леонард Килер, помощник и ученик Ларсона. Он впервые сконструировал полиграф, специально предназначенный для выявления скрываемой человеком информации, разработал методику испытаний и основал фирму для серийного выпуска этих приборов, а также школу по подготовке операторов полиграфа. Метод все прочнее стал входить в практику правоохранительных органов и ряда федеральных ведомств США. В 50–60-е годы проверки на полиграфе активно проводились в сфере частного предпринимательства.

В нашей стране детекторы лжи появились много позже, а использоваться вне криминалистики и вовсе стали совсем недавно. Однако сегодня в крупных городах детекция лжи — весьма востребованная услуга. В Москве и Питере невозможно устроиться на престижную работу без испытания на полиграфе. Работодатели тестируют на порядочность и честность сотрудников, состоятельные хозяева – нянь и домработниц, подозрительные супруги – друг друга.

— Если человек лжет, у него изменяются биологические характеристики – потоотделение, дыхание, артериальное давление, пульс, двигательная активность, — объясняет действие полиграфа директор агентства «Кристалл» Алексей Головань. – Полиграф снимает всю информацию с испытуемого посредством специальных датчиков, прикрепляемых к телу. При этом все исследуемые процессы, протекающие в организме человека, наблюдаются на экране компьютера.

— А если тестируемый просто волнуется?

— Современные методики позволяют определить – «просто волнуется» или волнуется не зря. В процессе исследования испытуемому задается масса вопросов, на которые он должен давать только правдивые ответы. Если ответы лживые, полиграф немедленно регистрирует неправду. Следует заметить, что реакция человека на ложь происходит на подсознательном уровне, не управляемом сознанием человека. Поэтому любые попытки обмануть полиграф тщетны.

В России пока нет закона, регламентирующего детекцию лжи с помощью полиграфа. Хотя даже наши соседи украинцы уже потрудились его разработать и принять. Проект закона РФ несколько лет лежит в Госдуме, и парламентарии не спешат за него браться. Алексей Николаевич считает, что принятие закона просто блокируют: слишком уж мощное оружие против коррупции этот детектор лжи.

Достоверность оценки чудо-прибора составляет 97 процентов. В случаях, когда полиграф не может определить честность «подопытного», проводится дополнительное тестирование, таким образом скрыть тайны от детектора лжи невозможно.

Работа опытных полиграфологов аген- тства «Кристалл» с персоналом дает возможность работодателю выявить среди сотрудников нечистых на руку, наносящих ущерб фирме, грешащих сбором информации для продажи или передачи конкурентам, подделкой документов. Если руководитель только готовится взять человека на работу, полиграф быстро предоставит истинные данные о соискателе, раскроет объективную характеристику его качеств, смоделирует возможную позицию потенциального сотрудника на рабочем месте. Увы, многим знакомы ситуации, когда проступки одного из сотрудников бросают тень на весь коллектив, разобщают команду и снижают эффективность трудового процесса. Обнаружить «паршивую овцу» — в интересах и руководства, и всех сотрудников.

Алексей Николаевич рассказывает такой случай. В офисе компании, где работали девять сотрудников, из их карманов и сумок периодически пропадали деньги и ценные вещи. Пропажи происходили регулярно, но не столь часто, чтобы можно было доступным способом пресечь их. Под подозрение попали практически все сотрудники офиса. Назревал кризис доверия, а психоз и нервозность работников сказывались на производительности труда. Руководство приняло решение прибегнуть к услугам специалистов «Кристалла» и произвести полную проверку всех сотрудников на детекторе лжи. Некоторые работники даже предлагали произвести проверку за их счет, настолько ситуация накалилась. Интересно заметить, что человек, который занимался воровством, тоже согласился на эту операцию – видимо, не верил в силу технологий. На четвертом проверяемом истина открылась, пришлось бедняге, недооценившему возможности полиграфа, писать заявление об увольнении. Кражи прекратились, а главное – был восстановлен климат в коллективе.

Другая история. На крупном предприятии произошла кража комплектующих на сумму около 400 тысяч рублей. Был определен круг подозреваемых и проведена проверка на полиграфе их причастности к хищению. Она не только дала возможность выявить участников преступной операции, но и стала источником информации, каким образом изделия вывозились за территорию предприятия, кто из охраны «был в деле», куда сбывалась ворованная продукция. После этого была проведена тотальная проверка на детекторе лжи руководителей среднего и нижнего звена. Вскрылись множественные факты воровства среди управленцев. Дирекция приняла решение проверять на полиграфе всех соискателей при поступлении на работу. На некоторые ответственные должности выбирался один человек из десяти, при этом тестировались все претенденты. Интересно, что как только соискатели узнавали, что для получения заветной должности необходимо пройти процедуру детекции лжи, поток «на входе» резко сокращался и все, кто хотел скрыть свое прошлое, отказывались от участия в конкурсе.

Цифры говорят, что в крупных компаниях около двадцати процентов поступлений «уходит» посредством махинаций персонала. По статистике, использование полиграфа в коммерческих структурах России снижает материальные потери до 50 процентов. Если речь идет об изобличении, например взяточника, полиграф не только «укажет пальцем» на коррупционера, но и подскажет, какие суммы, когда и за какие услуги брал нечистоплотный чиновник. Вот только наши предприниматели и власть предержащие побаиваются подпускать к своим предприятиям и организациям специалистов по поиску истины. В России сильные мира сего испокон веку опасаются правды.

А жизнь дает все больше работы полиграфологам. Их деятельность уже не ограничивается сферой власти и бизнеса. Алексею Голованю и его коллегам приходилось находить пропавшие деньги и изобличать неверных супругов. Сейчас «Кристалл» осваивает новое поле деятельности – подбор персонала для элитных семей. Изначально взять к себе в услужение добросовестного работника куда проще, чем расставлять по комнатам видеокамеры и каждый раз, возвращаясь домой, проверять, на месте ли ценности.

Говоря об этической стороне своей работы, Алексей Николаевич рассказывает и массу случаев, когда показания полиграфа не разобщали, а сближали людей, снимая подозрения с невиновных. Например, двое супругов так измучили друг друга подозрениями в изменах, что оказались на грани развода. Детектор лжи выявил, что и муж, и жена абсолютно честны друг перед другом. А дальше, как в сказке, – жили они долго и счастливо…