Осенью 1943 года, когда на полях сражений Великой Отечественной войны решалась судьба страны, в Ульяновске возникло новое учреждение образования – Институт усовершенствования учителей (ИУУ) как учреждение постдипломного педагогического образования. Главным назначением подобных институтов в то время была трансляция наработок педагогической науки, а также обобщение и распространение педагогического опыта, возникавшего на местах. Организационную основу этих институтов составляли так называемые методические кабинеты, а основными кадрами были методисты, штат которых формировался из учителей-практиков.
Вся дальнейшая история Института усовершенствования учителей – это динамичное развитие и совершенствование. Главное обретение на пути от ИУУ к сегодняшнему ИПК- становление высокопрофессионального коллектива и формирование научно-академической среды.
О высоком профессиональном уровне профессорско-преподавательского состава свидетельствуют цифры: из 79 штатных работников института 13 имеют звание доктора и 55 – кандидата наук. Только за период с 2003 года сотрудниками УИПКПРО было защищено 9 докторских и 13 кандидатских диссертаций. Сегодня среди них есть действительные члены Российской Академии естественных наук и члены-корреспонденты Академии педагогических и социальных наук. Почти все они начинали свой профессиональный путь в сельских и городских школах. Поэтому неудивительно, что многие преподаватели имеют почетное звание заслуженного учителя Российской Федерации, 7 человек награждены орденами и медалями, 78 сотрудников имеют различные отраслевые награды.
В структуре ИПК имеются факультет повышения квалификации и факультет переподготовки специалистов. На 14 кафедрах института каждый год проходят обучение более 5 тысяч человек по 30 направлениям повышения квалификации и 6 направлениям переподготовки.
В последние годы, с учетом требований времени, проведена модернизация организационной структуры УИПКПРО и созданы новые структурные подразделения: центр развития гражданско-правового образования, медиацентр, отдел дистанционного образования, отдел развития образования, отдел маркетинга, научно-методический центр профессионального образования и др.
Второй десяток лет успешно реализуется разработанная в институте уникальная программа поисковой, исследовательской и экспериментальной работы (ПИЭР) в образовательных учреждениях области. Не каждый регион имеет такие давние традиции организации педагогической инноватики. Теперь ПИЭР преобразована в программу развития инновационных процессов (РИП), которая объединяет от дошкольной ступени до ступени среднего профессионального образования 73 образовательных учреждения. 23 из них работают в статусе научно-методических центров, 50 – в статусе экспериментальных площадок.
Будучи не только формальным, но и реальным научно-методическим центром, УИПКПРО является инициатором и организатором проведения целого ряда областных, всероссийских и международных научно-практических конференций, среди которых традиционные: всероссийская НПК «Человек в культуре России», областная НПК психологов системы образования по актуальным вопросам деятельности психологической службы, межрегиональная НПК «Патриотическое воспитание подрастающего поколения: проблемы и пути их решения в регионе», областная НПК «Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона».
В 2006 году институт принял участие в 10-м юбилейном Всероссийском форуме в Сокольниках «Современное образование и экономика знаний», где назван оргкомитетом форума в числе лучших. А в 2007 году в целях активизации инновационного развития образовательных систем были организованы 1-я областная и 1-я межрегиональная выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов. Прошедшая в начале этого года 2-я межрегиональная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов раздвинула границы продвижения инновационного опыта, наработанного образовательными учреждениями нашей области, – в ней уже приняли участие представители девяти регионов.
– Наш институт вступил в пору зрелости, -говорит ректор УИПКПРО, член-корреспондент Международной Академии педагогического образования Татьяна Есенкова. – А это предполагает высокую ответственность за качественный состав педагогов области и нацеленность на комплексное инновационное развитие системы образования региона.
Владимир Янушевский