Такое определение больше всего подходит уголовному розыску – службе, вносящей решающий вклад в борьбу с преступностью. 5 октября угрозыску исполняется 90 лет.

Первый проект «Об организации сыскной части» был одобрен еще Государственной Думой третьего созыва в июле 1908 года. Сам император Николай Второй, осознавая тяжелую криминогенную обстановку в стране после революционных потрясений 1905-1907 годов, собственноручно написал на документе: «Быть посему». В Симбирске первое сыскное отделение полиции заработало пятью месяцами позднее. Обосновалось оно на улице Московской (ныне – Ленина) и включало всего семь человек. В конторе отделения был установлен телефон и фотолаборатория. Небольшой коллектив вполне успешно вел дела по грабежам и убийствам.

Ветер революционных перемен 1917-го снес не одно хорошо отлаженное дело, а полиции досталось в особенности – пропаганда большевиков преподносила сыщиков едва ли не как главных врагов трудового народа. Однако вскоре царящая в обществе анархия стала угрозой самой новой власти, и учреждения для защиты порядка вновь стали создаваться. 5 октября 1918 года Наркомат внутренних дел РСФСР восстановил уголовный розыск – с тех пор эта дата официально стала считаться днем его рождения.

Советским сыщикам в 20-е годы пришлось столкнуться с тем, что и представить себе не могли их коллеги царской эпохи, – крестьянскими бунтами в голодные годы, бандами бывших белогвардейских офицеров, массовыми погромами. Одна из улиц Засвияжья недаром носит имя Натальи Корунковой, одной из первых женщин-оперуполномоченных, убитой в перестрелке с грабителями-контрабандистами. Ценой неимоверных усилий к началу 30-х в губернии был наведен порядок.

Великая Отечественная внесла свои коррективы в работу милиции. На руках у населения оказалось много оружия, и задержание преступников практически всегда сопровождалось перестрелками. Сотрудники уголовного розыска рисковали не меньше, чем солдаты на фронте. В лесах области появилось тогда немало дезертиров – этим людям терять было нечего, и они сопротивлялись особо ожесточенно. Многие милиционеры получили боевые награды за ликвидацию таких банд.

Но и после Победы расслабляться операм не пришлось – вернувшиеся с фронта солдаты не всегда находили себя в мирной жизни, а после амнистии 1953 года на воле оказалось много уголовников-рецидивистов. Рейды совместно с армейскими подразделениями, прочесывания лесов и операции по задержанию крупных преступных групп продолжались не один год.

Новый скачок преступности пришелся на девяностые. Страна переживала кризис, отчаявшиеся граждане готовы были на все, чтобы выжить. Количество преступлений росло, как на дрожжах, к ним прибавились дела по незаконному обороту наркотиков, заказные убийства. С середины десятилетия милиционерам пришлось регулярно нести службу в «горячих точках» – бывших кавказских республиках. Одна из таких командировок стоила жизни оперуполномоченному СОБРа Эльвиру Якупову, в честь которого с той поры проводятся соревнования по борьбе среди юных спортсменов.

И сегодня сотрудники ульяновского уголовного розыска остаются на переднем крае борьбы с преступностью, демонстрируя высочайший профессионализм и личное мужество.