Настоящие сокровища нашей области подчас нужно искать в ее самых укромных уголках.

Малое и великое

Сын владельца картонной фабрики Дмитрий ушел из жизни в 14 лет. В память о нем отец, почетный гражданин Симбирска купец первой гильдии Андрей Корнилович Щербаков, построил храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя своего сына. 14 августа 1865 года в центре села Базарный Сызган, в день Крещения Руси, было освящено место под церковь, которая впоследствии стала одной из главных достопримечательностей Симбирского края.

По преданию, уложив фундамент будущего храма, зодчий внезапно исчез на три года. Когда люди уже потеряли последние надежды отыскать его, зодчий появился и объяснил причину своего отсутствия тем, что фундаменту нужно было осесть, отстояться. Теперь же основание для построения грандиозного сооружения готово. Возведение пятиглавого собора с высокой колокольней заняло целое десятилетие.

Освящение состоялось в июле 1875 года. Полностью расписан собор в 1888 году. Как любят говорить местные краеведы, «не в каждом городе найдешь такой храм». Это похоже на правду. После красного террора, стершего с лица земли многие симбирские церкви, в областном центре не осталось ни одного религиозного сооружения, которое могло бы соперничать по красоте и мощи со Свято-Димитриевской церковью, расположенной в одном из самых отдаленных районов губернии.

Более полувека собор простоял в запустении. Большевики закрыли, но, к счастью, не разрушили его. Базарносызганцы вернули церковь к жизни, как только это стало возможно.

Базарный Сызган – совсем небольшой поселок. Он лежит как бы у подножия храма, который выглядит слишком огромным на фоне окружающих его серых строений. Колокольня считается самой высокой в регионе и одной из самых высоких в России.

В пятницу на центральной площади разворачивается рынок. Вокруг церкви — палатки торговцев ширпотребом. В это время в храме отец Сергий служит молебен с акафистом иконе Божией Матери «Троеручица». Это одна из главных здешних святынь. Прихожан совсем немного. В основном, это пожилые женщины, некоторые с маленькими детьми, а также несколько молодых людей и девушек.

— На литургию постоянно приходят около шестидесяти человек, а во время главных христианских праздников – Пасхи, Рождества Христова, Крещения – храм полон, — рассказывает отец Сергий.

Он говорит о том, что все больше людей участвует в таинстве причастия, в храме все чаще можно увидеть молодежь, а на праздники люди идут сюда семьями.

— Но, несмотря на положительную тендецию, нельзя сказать, что общее число прихожан увеличилось, — отмечает священник. – Ушли из жизни многие из тех пожилых людей, благодаря которым этот храм в конце восьмидесятых вновь открылся. На их место приходят молодые.

Икона Божией Матери «Троеручица» приобретена на Афоне, это точная копия оригинала. Отец Сергий рассказывает, что святыня обладает чудотворными свойствами. Она помогает вылечить разного рода повреждения человеческого тела – ушибы, порезы.

Другая святыня храма – икона святого Димитрия Солунского с частицей мощей великомученика. Он очень почитаем на Руси. Например, первым переводом, который сделали Кирилл и Мефодий, был «Канон великомученику Димитрию». Это считается началом славянской культуры.

В конце нашей беседы с настоятелем в опустевшую церковь робко вошел мужчина. Он сказал, что недавно вернулся из тюрьмы и хотел бы окреститься. Руки и плечи этого невзрачного посетителя храма покрывали наколки, одет он был очень бедно.

Крещение – очень важный шаг в жизни человека. Чтобы его осуществить, бывший заключенный снял калоши и худые носки.

— Приняв крещение, ты умираешь для прежней греховной жизни и возрождаешься для жизни с Христом, — объяснил ему отец Сергий. – Сейчас все твои грехи будут прощены, но ведь привычка грешить останется! Поэтому если ты не продолжишь свой путь в Церкви, то все будет бессмысленно.

Во время Таинства нареченный Рафаил разволновался и заплакал. А когда все закончилось, «новорожденный» христианин сел на лавочку, чтобы обуться. Было удивительно осознавать, что одежда и обувь человека остались прежними, неприглядными, а душа обновилась и очистилась.

Над вечным покоем

Старик Тихон более двадцати лет не мог подняться с постели – руки и ноги были парализованы. Исцеление наступило, когда больному явилась во сне некая благообразная девица. Она сообщила о том, что наутро Тихон должен встать и пойти к источнику близ села Жадовка, где он найдет икону и получит исцеление. Так гласит легенда.

В 1714 году на месте обретения иконы Казанской Божией Матери был основан монастырь. Сегодня это единственный мужской монастырь Симбирской епархии. Святыня и источник, в котором она была найдена, обладают чудотворными свойст- вами. Верующие из разных регионов страны по сей день приходят сюда, чтобы получить исцеление душевных и физических недугов.

В начале прошлого века в Жадовском монастыре начинал свою монашескую жизнь ныне канонизированный архимандрит Гавриил. В 1927 году большевики закрыли обитель, управляющий и двое монахов погибли от пуль чекистов. Многие исторические строения, в том числе монастырский храм, были разрушены. Сохранились часть стены и три двухэтажных здания, в которых располагались совхоз-техникум и магазин.

В начале девяностых на стене этого магазина, между окнами второго этажа, появились образа Спасителя, Божией Матери и святителя Николая. Свидетелями этого стали многие жители села, в том числе и неверующие. Явление длилось трое суток, образа были видны днем и ночью невооруженным глазом. Некоторые пытались объяснить происходящее иллюминацией, но эта версия подтверждения не нашла.

Восстановление монастыря началось в девяносто седьмом году. У истоков возрождения обители стоял отец Агафангел, который ныне является настоятелем храма в одном из близлежащих сел. Сейчас братия монастыря составляет семнадцать человек. Это монахи, послушники, кандидаты в послушники.

Обитель активно восстанавливается благодаря солидной помощи меценатов. Повсюду строительная техника, тут и там мелькают спецовки рабочих. На месте разрушенного возвышается вновь отстроенный храм, возведение которого уже почти завершено. Скоро над вечным покоем, который не может нарушить даже строительная суета, запоют колокола, отлитые знаменитыми уральскими мастерами. Самый тяжелый из них весит 1300 килограммов.

За стенами монастыря – долина, обладающая какой-то особенной, кроткой привлекательностью. Под горой, на которой раскинулась обитель, находится чудотворный источник. Вода в нем очень вкусная. Рядом расположена купальня с женским и мужским отделениями и часовенкой.

Сюда, как и много лет назад, продолжают стекаться паломники со всей страны. Люди живут здесь некоторое время, трудятся, молятся. Специально для них возведена комфортная трехэтажная гостиница. Обычно в монастыре находятся около полусотни человек.

— Естественно, люди собираются здесь не для того, чтобы что-то строить, пахать, сажать. Главное — молитва, спасение души. Слава богу, сейчас у нас совершается полный богослужебный круг, читается неусыпаемый Псалтырь, — говорит иеромонах отец Тихон.

Если бы не традиционные одеяния, его трудно было бы принять за монаха. Резкие движения, четкая, рубленая речь. Сперва мне немного странно было наблюдать за таким несоответствием.

— Принять постриг – это очень серьезно, — говорит отец Тихон. – Человек дает Богу обеты, следовать которым нужно всю жизнь. Нарушение их приравнивается к иудиному греху. Дается время, чтобы понять, правильный ли путь выбрал. На это уходят годы – так называемый искус. Затем, если человек окончательно определяется со своим выбором, он подает прошение, которое рассматривает старший совет братии. Если кандидат утвержден, совершается пострижение.

— Что может подвигнуть современного человека уйти в монастырь? – спрашиваю я.

— У каждого очень личный путь. У нас в братии люди разные. Что характерно, все пришли сюда сознательно, не от нужды, не от печали. Люди в большинстве своем с высшим образованием, — говорит отец Тихон и после небольшой паузы добавляет: — Есть бывшие офицеры…

Благословляя ульяновского корреспондента производить в монастыре фотосъемку, отец Тихон просит, чтобы никто из братии не попал в кадр.

Существуют две версии истории иконы до ее явления старцу Тихону. Согласно первой, икона находилась в курной (т. е. топившейся “по-черному”) избе, и изображение на доске потемнело и стало плохо различимо. Из-за ветхости образ в половодье пустили по воде, так как выбрасывать, а тем более сжигать, святые иконы запрещено, считается кощунством и великим грехом. Версия вторая: икона пришла в подобное состояние вследствие пожара и также, по традиции, была пущена по воде реки Самородка, остановившись после спада воды в затоне недалеко от родника в трех верстах от сегодняшнего села Жадовка.

(По информации сайта www.zhadovka.ru)