Власти Самарской области напуганы тем, что дети не ходят в школу

СЕРГЕЙ ИШКОВ, Самара

В нынешнем году в Самарской области, по официальным данным, не обучаются в школах 158 детей в возрасте от 7 до 15 лет. Еще почти три сотни школьников числятся в хронических прогульщиках. Власти недавно провели операцию «Контакт»: ловили на улицах и возвращали подростков в школы. Но такая мера не может быть эффективной.

«Ребята не видят смысла учиться. Нет цели – нет и желания. Дети не понимают, для чего в жизни им все это нужно», – пояснил «НИ» педагог из Центра внешкольного образования Советского района Самары Сергей Зимин. Еще одна причина отказа от учебы – конфликты с учителями и притеснения одноклассников. Некоторые школьники начинают работать, считая, что деньги им нужнее, чем знания.

На днях к инспекторам по делам несовершеннолетних УВД по Автозаводскому району Тольятти обратилась мать 16-летнего Антона и сообщила, что ее сына ночью избили и ограбили. Инспекторы выяснили, что парень один возвращался от приятелей домой в 4 часа утра, а также что он нигде не учится, хотя официально числится учеником школы № 28. Теперь матери Антона грозит штраф в 100–500 рублей. Если через месяц подросток не начнет учиться, его матери придется вновь заплатить уже от 500 до 1 тыс. рублей штрафа.

В сентябре милиционеры провели в Комсомольском районе Тольятти операцию «Контакт», отловив и вернув в школы восемь хронических прогульщиков. Еще 14 числятся пропавшими без вести. «Это или дети, сбежавшие по каким-либо причинам из семьи, либо воспитанники детских учреждений, покинувшие их без ведома руководства и проживающие либо у родственников, либо у пап и мам, лишенных родительских прав», – поясняют милиционеры.

Нередко дети не ходят в школу, потому что до них никому нет дела. Так, мама восьмилетнего Артема уехала к родителям в Ульяновскую область, оставив мальчика на попечение хозяйки съемной квартиры. Мать 14-летнего Олега отправилась в Москву на заработки, и парнишка понятия не имеет, когда она вернется. Девятилетнюю Алину мама не пустила учиться, потому что некому приглядывать за младшими братишкой и сестренкой. «К нам попадали дети, которые не учились по три-четыре года», – рассказала «Новым Известиям» директор областного Центра психолого-педагогической реабилитации «Спасатели» Елена Семенова. Четверть воспитанников центра не окончили даже начальных классов. А в поступивших на днях документах напротив фамилии одной девочки стояло: «живет гражданским браком, учиться не желает».