Выставка «Легко ли быть женщиной?» в Ульяновском музее современного изобразительного искусства имени А.А. Пластова пытается ответить на поставленный в названии вопрос, используя один из жанров conterporery arta.

Английское слово переводится как «актуальное искусство». В этом популярном на Западе, а ныне – в российской столице и других крупных центрах страны, направлении в Ульяновске из художников редко кто работает. В этой немногочисленной когорте состоит автор названной выставки – предприниматель и компьютерный график Елена Турина. Ее экспозиция составлена из инсталляций и выполненных с помощью компьютерных технологий плакатов. В качестве комментария к ним используются выдержки из трудов известных философов: Канта, Ницше, Ильина и других. Еще одной составляющей являются таблицы и диаграммы, представляющие результаты социологических исследований на женскую тему. Елена жестко и безжалостно, пожалуй, как-то даже по-мужски преподносит образ современной Евы. Какую ее ипостась ни возьми, все -трагично. Женщина-мать, родившая чудесного ребенка, с которым, пока он маленький, у нее тесная связь, к концу жизненного пути оказывается в доме престарелых: на связующем канате, который истончился, в финале остается висеть лишь ключ от ее квартиры… Наверное, такой итог не случаен, ибо, по мнению автора выставки, женщины погрязли в мелочах. В одной из инсталляций в россыпи мелкой разменной монеты уже исчезла обладательница дамской шляпки, того и гляди, будет поглощен

и сей предмет туалета. Домашние обязанности воспринимаются как сущее Божье наказание: все эти до невозможности надоевшие кастрюли, щетки, тряпки… Жуть!

Вне дома – не лучше. На поприще политики – искусственная роза в юбке с шахматными фигурами, разбитой бутылкой и смятой пачкой сигарет. Женщина-предприниматель и того хуже – воздушный шар с нависшими над ним шипами…

Мучает жуткое одиночество. Но даже если появляется любовник, то и такой поворот судьбы не сулит ничего хорошего, потому что это выливается в изматывающее долгое ожидание звонков и свиданий.

На плакатах тоже все очень грустно. Парят в небе мозги некой особы с прорехами, с развешенными на редких извилинах модными тряпками и обувкой. Или – у двух подружек вместо голов торчат колючие кактусы…

Единственным светлым пятном в жизни, настоящей отдушиной, по мысли Елены, может быть творчество. Его символ в виде облака из большого куска полиэтилена повис над потолком…

Вольно или невольно Турина нарисовала портрет своей современницы, в жизни которой нет любви. А ведь это тот стержень, на котором всегда держался и будет держаться мир женщины. Без любви она обречена на безрадостное существование. Женщине с выставки явно с этим не повезло, либо она элементарно не способна на нежное и бескорыстное чувство. Может, не объяснили ей вовремя, что в жизни главное, а что – второстепенное, не научили…

В любом случае, обобщенный образ, который преподнесла зрителю Турина, выглядит явно не полным, несколько прямолинейным и чересчур социологичным. Тем не менее, проблема поставлена, тенденции существуют, и отношение автора к судьбе женщины, ее положению в обществе здесь самое неравнодушное.

Вообще, категоричность в данном случае идет на пользу. Выставка дает пищу для размышлений, вызывает на спор. А в последнем случае, как известно, рождается истина.

Ирина Печеркина