Сергей Брилев
Российское сельское хозяйство выходит на новый уровень
Виктор Зубков накануне осматривали самые передовые сельхоз-предприятия России, в Ульяновске. Кому. как не ему, и задавать вопросы о цене и качестве на продукты. Это – его первое большое интервью после того, как он перешел в первые вице-премьеры и стал: председателем Совета директоров “Газпрома” и главным куратором сельского хозяйства.
Возможно, во мне говорит горожанин, но ульяновские парники с клубникой меня совершенно сразили. И это – только часть чудо-производства, которое показывали новому главному куратору российского сельского хозяйства.
В среду в Ульяновске прошло заседание комиссии Правительства РФ по агропрома. До этого – молочный комбинат “Заволжский”, где опять же суперсовременное производство развернули в цехах, которые стояли брошенными с “перестройки”. А до этого – мегаферма, каких в России не было вообще никогда. Коров здесь действительно выращивают под музыку.
– А зарплата средняя? – уточняет вице-премьер.
– Зарплата средняя 12 тысяч. То есть выше, чем по Ульяновской области.
От себя добавим: в разы выше. Как, впрочем, до недавних пор в России в разы ниже был и уровень поддержки сельского хозяйства со стороны правительства. Именно вокруг этого было столько споров во время замороженных ныне переговоров о вступлении в ВТО.
“Поддержка правительством РФ сельского хозяйства России составит $9 млрд, – сказал Виктор Зубков. – Переговоры по сельскому хозяйству они для России самые болезненные. Они предлагали нам вообще снизить субсидирование, значит, поддержку, господдержку сельского хозяйства до уровня 3-4 млрд долларов. Хотя США сегодня выделяет на свое сельское хозяйство порядка 95 млрд долларов, Польша – 16 млрд долларов”.
Курс на вступление в ВТО Россия сохраняет. Сегодня Россия вошла в “большую зерновую тройку” с США и Канадой. Но, конечно, сейчас – уникальный момент для того, чтобы попробовать вывести страну на продовольственную самодостаточность и на своих условиях. Это еще никому не мешало. Тем более сейчас, когда новая Россия впервые собирает урожай в более, чем 100 миллионов тонн зерна.
– Это действительно выводит нас в большую тройку производителей зерна вместе со Штатами и Канадой?
– Я думаю, что да, я думаю, что да, – Зубков вполне уверен.
– Означает ли это, что в этом году мы можем ожидать стабилизации цен на продукты внутри России?
– Это хороший симптом. И я думаю, что это будет работать на стабилизацию цен на рынке продовольствия и на рынке, значит, хлебобулочных изделий, и на рынке, значит, производства продукции животноводства, – оптимистично добавляет первый вице-премьер.
И тем не менее, пока половину нужного ей мяса и вообще продуктов Россия пока завозит из-за границы. Цель – сделать так, чтобы уже к 12-му году три четверти еды на прилавках было отечественного производства. Но тогда, кстати, потребуется еще больше зерна: уже не на хлеб, а на фураж для скотины. А это – опять вопрос цен. Но уже не для населения, а для крестьян, чьи расходы всё только растут. Например, цены на удобрения за год рванули сразу на 64%. Вот здесь и должна сыграть свою роль власть. Заодно избавив и крестьян, и нас – покупателей от грабежа посредников.
Зубков: “Правительство способствует тому, чтобы торговые сети закупали отечественные продукты и напрямую, – уверяет Виктор Зубков. – Мы договорились, что торговые сети будут давать преференции, будут идти на встречу вот своим отечественным сельхозпроизводителям. Чтобы в структуре продуктов, которые торговые сети заказывают, чтобы действительно превалировало больше продукции отечественного производства”.
– Такой помидорчик пока от Ульяновской области до Ханты-Мансийска какого-нибудь доедет, подорожает, я так понимаю…
– Да, – разводит руками Зубков
– Раза в два, в два с половиной?
– Потому что, во-первых, наша продукция качественней, во-вторых, наша продукция действительно проходит очень такой тщательный и санитарный контроль, и ветеринарный контроль на продукцию. То, что мы завозим из-за рубежа, не всегда это качественная продукция.
Еще бы только было, кому на селе работать. И было бы где нормально жить. Вот на это, на программу строительства сельского жилья, государство деньги будет именно выделять. Само.
“Жилье будет выделяться и через ипотеку, и за счет финансирования, бюджетного финансирования. За счет софинансирования и с регионами. То есть здесь ясность сейчас полная”, – пояснил Зубков.
Собственно этому и была посвящена формальная часть ульяновской поездки: федеральный центр и регионы договоривались, кто и сколько выделяет бюджетных денег на поддержку деревни в рамках новых госпрограмм. Хотя, естественно, не от одного только государства всё зависит.
– Мы же в декабре не можем огурец вырастить на естественном освещении. В январе мы только поставляем с 20 января. То есть в этот промежуток закрытия отечественным огурцом, нужна светокультура. Сейчас только за подключение с меня запросили 98 миллионов.
– Грабеж! – возмущается Зубков.
– Ну я разве вот это покрою?!.
– Вот это грабеж.