И насколько хорошо им быть?

С момента своего появления на свет этот автомобиль – как и любое детище отечественного автопрома – вызывал самые разные, часто диаметрально противоположные и весьма эмоциональные отклики. И сегодня, по прошествии трех лет, одни не устают его громко хвалить, а другие – нещадно ругать. Что же он представляет собой на самом деле – самый дорогой отечественный легковой автомобиль и самый дешевый современный внедорожник – УАЗ «Патриот».

Нет, не так. Правильно – UAZ Patriot. Так его от избытка патриотизма обозвали в Ульяновске. Но я его имя буду писать по-нашему, кириллицей. Патриотизм, как ни крути! Или просто лень переключать раскладку клавиатуры?

История этого внедорожника уходит корнями в конец 90-х годов. Именно тогда на УАЗе осознали, что на двух шедеврах советского автопрома (слово «шедевры» я употребляю без всякой иронии – знающие поймут) – «козлике» и «буханке» – бесконечно ехать невозможно, несмотря на их легендарную проходимость. Конечно, у этих машин были свои покупатели – государственные структуры (в первую очередь, армия) и те, кому нужно было дешево и сердито месить грязь, не заботясь об имидже. Но последних, увы, остается все меньше и меньше – по статистике, только каждый двадцатый покупатель джипа реально использует его внедорожные способности.

Поэтому УАЗ решил модернизироваться – и в 2000 году представил изумленному миру модель 3160. Выглядела эта машина как дитя от внебрачной связи «козлика» с «Шеви-Нивой» и ничего, кроме слез, своим видом не вызывала. Вспоминается, как фотографы одного автомобильного издания долго и мучительно пытались найти ракурс, в котором это чудо будет выглядеть хоть сколько-нибудь привлекательно. Не удалось. Не удались и попытки УАЗа продвинуть машину на рынке – сочетание неказистой внешности с низким качеством (одна из партий УАЗ-3160 была, например, покрашена по голому металлу, без грунта) похоронили все шансы нового внедорожника.

Через пару лет на УАЗе признали поражение и доработали машину, сделав ее больше размерами и внеся некоторые технические улучшения. Кроме того, получившейся модели с индексом 3162 впервые присвоили собственное имя – «Симбир». Выглядел он уже гораздо гармоничнее, но большим успехом не пользовался. Видимо, тяготела карма предшественника. И тогда, в 2005 году, УАЗ сделал последний отчаянный рывок, радикально доработав «Симбир» и превратив его в известный нам «Патриот».

Козырями новой машины стали вполне современный дизайн, обилие импортных комплектующих (что должно было автоматически породить больше доверия к надежности машины) и невысокая цена. Первые «Патриоты» стоили меньше 400 тысяч рублей – ни один импортный внедорожник за такие деньги купить было невозможно. Сейчас цена немного подросла, но по-прежнему сравнительно невысока.

Дилеры, рекламирующие «Патриот», хвалят его на все лады: «Комфортабельное и защищенное пространство для водителя и пассажиров этой модели автомобиля УАЗ сочетается с великолепной проходимостью, присущей всем автомобилям марки УАЗ. Вместе с тем – это отличный автомобиль для города… Это новый современный, безопасный, мощный и надежный внедорожник». Впрочем, за последние двадцать лет мы уже привыкли относиться к рекламе с изрядной долей скепсиса. А что говорят реальные владельцы?

Отзывы в Интернете на эту машину часто полярно противоположны. Одни хвалят ее за хорошую проходимость, комфорт, вместительность, а главное – надежность. Другие, наоборот, ругают на чем свет стоит за постоянные поломки, плохое качество сборки и посредственные внедорожные качества. Третьи придерживаются «золотой середины» – для города машина не подходит, но очень хороша на бездорожье; проблемы с надежностью есть, но они с лихвой окупаются низкой ценой. Как разобраться в этом калейдоскопе мнений?

Небольшая ремарка: у автора этих строк аж трое знакомых, купивших эту машину. Ни один из них ни разу не сказал в ее адрес плохого слова. Пока что все довольны. Правда, даже дилеры в автосалонах признают, что так везет далеко не всем. Приходится констатировать: качество сборки внедорожника – в лучших российских традициях – нестабильное, и при покупке можно вытянуть как «счастливый», так и «несчастливый» билетик. Справедливости ради надо сказать, что, во-первых, «несчастливый билетик» может попасться и при покупке машины в два-три раза более дорогой (примеров тому масса), во-вторых, завод постоянно улучшает качество, и выпускаемые сейчас экземпляры намного лучше машин из первых партий. Неприятный, но вполне объективный признак – рост угоняемости «Патриотов».

Что же представляет собой новый российский внедорожник? Достаточно просторный салон и багажник, вполне комфортные места – как водителя, так и пассажиров, спартанская внутренняя отделка… Внедорожные качества достаточно хороши; хотя, конечно, для серьезного бездорожья машину придется основательно подготовить. Под капотом стоит бензиновый двигатель ЗМЗ-409 объемом 2,7 литра и мощностью 128 л.с. Его часто ругают за недостаточную тягу на низах – но, с другой стороны, все недорогие внедорожники укомплектованы примерно такими же агрегатами. С августа на «Патриот» начали ставить долгожданный дизельный двигатель фирмы IVECO. Он гораздо лучше подходит джипу, но существенно повышает стоимость машины; за бензиновую версию сегодня просят от 430 до 520 тысяч рублей, за дизельную – 590 тысяч. В любом случае, основные агрегаты вполне надежны и больших проблем владельцу не доставят. Что касается числа мелких поломок – тут уж как повезет… Динамика автомобиля неплоха, а вот управляемость – особенно на трассе на высоких скоростях – оставляет желать лучшего. Электропакет на «Патриоте» вполне современный, стоят системы ABS и EBD, но подушки безопасности, увы, отсутствуют.

Пару слов о конкурентах. Среди новых автомобилей такого класса к «Патроиту» по цене ближе всего китайские внедорожники. Так, стоимость сопоставимого по размерам и комплектации Great Wall Hover с бензиновым двигателем начинается от 595 тысяч, с дизельным – от 645 тысяч рублей. За более простой Great Wall SUV попросят от 480 тысяч деревянных. Однако к китайским автомобилям в нашей стране отношение довольно настороженное – многие скептически оценивают их надежность и реальные ездовые характеристики. Свои машины все-таки пока привычнее и роднее. Джипы корейских, а тем более японских и европейских производителей ощутимо дороже УАЗа. На вторичном рынке в качестве альтернативы «Патриоту» могут выступать либо довольно «свежие» (три-четыре года) «корейцы», либо куда более пожилые «брендовые» автомобили. Однако покупка подержанной машины – лотерея, и это многих отпугивает. К тому же лучшая машина – новая машина.

Подведем итог. В качестве городского автомобиля на каждый день «Патриот», скорее всего, будет не лучшим выбором – хотя бы из-за высокого расхода бензина (15-20 литров на 100 км). Гораздо больше он понравится тем, кто любит часто выезжать на природу, регулярно возит на дачу различные грузы или вообще живет в сельской местности. Для жителя большого города «Патриот» идеален в качестве второго автомобиля, наряду с малолитражкой. Один из главных козырей этой машины – низкая цена, но нужно быть готовым к мелким поломкам. И, на всякий случай, обзавестись КАСКО.

Александр ВИНОГРАДОВ