На сегодняшний день в сфере автомобильного пассажирского транспорта в нашем регионе работают 14 государственных и муниципальных автотранспортных предприятий. Перевозками пассажиров занимаются более 140 частных организаций и индивидуальных предпринимателей.

В основном по ульяновским дорогам «бегают» микроавтобусы. Что, впрочем, не-удивительно: срок окупаемости такой техники намного ниже, чем у автобусов большей вместимости. Частники выбирают то, что более выгодно им. Но не всегда этот выбор оптимален: рост количества микроавтобусов на дорогах приводит к увеличению интенсивности дорожного движения. А все это повышает вероятность ДТП.

Что самое печальное, микроавтобусы, даже в таком объеме, не могут покрыть пассажиропоток в часы пик. А существующий парк автобусов среднего и большого класса ввиду ряда обстоятельств к началу 2007 года был изношен практически на 90 процентов…

Впрочем, выход из сложившейся ситуации есть.

– Пассажирский автотранспорт в регионе планируется развивать по двум направлениям – рассказал начальник отдела развития транспортного комплекса Министерства транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области Дмитрий ВАВИЛИН. – Автобусный парк государственных ПАТП в 2007 году был обновлен на 30 процентов в рамках областной целевой программы «Обновление подвижного состава общественного автомобильного транспорта Ульяновской области в 2007-2011 годах». В прошлом году было приобретено 125 автобусов большого и среднего класса. Следует отметить, что столь масштабной закупки автобусов не осуществлялось более 17 лет. Благодаря государственным инвестициям государственные автотранспортные предприятия области к концу срока реализации программы будут иметь в своих парках около 75 процентов новых автобусов. А обновление парка привлечет молодые кадры, улучшит экологию, культуру обслуживания, конкурентоспособность общественного транспорта.

Замена частных микроавтобусов потребует достаточных затрат – до 1,5 миллиарда рублей. Ульяновские власти рассчитывают на привлечение инвестиций. Чтобы навести порядок на рынке автоперевозок, допуск на маршрут, открытие новых рейсов будет происходить только на конкурсной основе. На первое место выйдет качество предоставляемых услуг. Длительные сроки, на которые будут заключаться договора с перевозчиками (а это не менее 5 лет), позволят им привлекать кредитные ресурсы. В нынешнем году завершится процесс акционирования государственных АТП. Привлечение инвесторов посредством реализации части акций предприятий, реализации избыточных площадей, позволит обновить их производственную базу. Но значительного эффекта можно достичь лишь объединив все предприятия в единый холдинг. И, соответственно, реализуя уже его акции.

– Еще один важный момент в повышении качества транспортного обслуживания – это контроль за движением автобусов, соблюдение ими графиков движения, – продолжает Вавилин. – На основе опыта по реализации пилотного проекта на базе одно-го из предприятий, основанного на применении спутниковой навигации, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Ульяновской области планирует создать единую диспетчерскую службу. На первом этапе единый диспетчерский пункт охватит все пригородные и внутриобластные маршруты; специальное оборудование установят на 500 транспортных средств. Общий объем инвестиций составит около 8 миллионов рублей.

Не менее важным является вопрос подготовки квалифицированных кадров для автотранспортных предприятий. Хотя в области действует порядка 90 автошкол! Качество подготовки водителей оставляет желать лучшего: из-за отсутствия специализированных площадок обучение проводится либо в непредназначенных для этого местах, либо на улицах. Преподавательский состав в автошколах зачастую не имеет соответствующей подготовки. Так что еще одно перспективное направление -переход на качественно иной уровень подготовки водителей и специалистов, работающих в сфере пассажирских перевозок. Свое желание вложить деньги в строительство современных автодромов для отработки практических навыков движения высказали три потенциальных инвестора.

– Проблемы есть, но они решаемы, – говорит Дмитрий Вавилин. – Главное, есть желание. А, значит, будут и возможности.

Только цифры

В настоящее время жителей региона обслуживают 3897 автобусов различного класса. Из них в Ульяновске пассажиров перевозят 1746 машин. Подавляющую часть – 85% -автобусного парка составляют автобусы особо малого класса. Однако объём выполняемых ими перевозок не превышает 40%.