На пятом этаже корпуса УлГУ на ул.Радищева, 140 не утихает металлический звон. Студенты кафедры актерского искусства постигают азы сценического фехтования. Руководит процессом человек в черной бандане. Это Владимир Пивоваров, профессор Российской академии театрального искусства, известный артист театра и кино, постановщик трюков, каскадер. Владимир Ефремович давно сотрудничает с факультетом культуры и искусства, обучая будущих актеров владению разными видами холодного оружия. После занятий корреспондент «Вестника» побеседовал с профессором.
— Драматургия основана на пьесах Шекспира, Мольера, Дюма, Ростана, поэтому изучать сценическое фехтование необходимо. Мы осваиваем утилитарный бой на шпагах XVI-XIX веков. Шпага – это колюще-рубящее оружие. Техника восходит к средним векам, к фехтованию на мечах, — объясняет Пивоваров.
— Ваша цель – научить студентов изображать бой?
— Да, конечно, изображать реальный поединок, хотя и отрепетированный. Если актеры владеют этой школой, они готовы в ходе самого поединка к импровизации. В сценических условиях она не нужна, это плохой помощник. Но в случае необходимости ты будешь готов к каким-то неадекватным действиям со стороны твоего партнера. Задача актеров – создать зрелищную форму. Когда мы смотрим фильм и восхищаемся рукопашными боями, мы видим не спонтанный, а поставленный бой. При этом создается иллюзия настоящего поединка.
— Каковы успехи наших студентов?
— Студенты, которых вы видели сегодня, только начинают постигать эту науку. Это их первые занятия. А те, кто выпускался раньше, уже прилично освоили фехтование, рукопашный бой. Многие из них снимаются в кино, стали известными людьми. Например, Андрей Седов. Цель уроков фехтования не только и не столько в том, чтобы научить актеров приемам защиты и атаки. Без тех качеств, которые воспитывает фехтование в артисте, нет и не может быть чувства партнера, чувства ритма, чувства пластической выразительности, координации движений. Не случайно фехтование стоит в программе на третьем году обучения, после того, как ребята в течение двух лет занимались пластическими упражнениями, когда костно-мышечный аппарат достаточно подготовлен, и можно уже переходить к более сложному этапу в пластическом воспитании.
— С развитием сценических качеств все понятно. А в жизни этот навык может пригодиться?
— Безусловно. Если ученик в достаточной степени осваивает сценическое фехтование, то в любой бытовой экстремальной ситуации, когда у него в руках есть палочка, трость, зонт, он сможет адекватно ответить на любое действие. Научиться владеть оружием на сцене – это не самоцель. Главное, развить психофизические качества, которые помогут актеру в творчестве и в жизни. Он должен всегда быть готовым найти противодействие, не испугаться. В этом, безусловно, заключается прикладное значение наших занятий.
— А вам приходилось попадать в такие экстремальные ситуации, где нужно было применять свои умения?
— Приходилось, и не один раз. Но для меня такие ситуации не являются неожиданными. Вся моя жизнь посвящена боевым искусствам, я владею боевой школой кекушинкай. Эпизодов в жизни, могу сказать, было достаточно. Нашей с вами беседы могло бы просто не быть.
— Например…
— Ну как об этом рассказывать в прессе? Приходилось бывать в разных уголках России… Однажды в вашем городе я шел по улице, когда меня «зацепили» два гражданина. Не все же знают, кто идет по улице. Им же надо меня задрать, надо меня чем-то задеть. Не нужно было этого делать… Раз-два, и они остались на том же месте. Так мы с ними и разошлись.
— Очень интересно!
— Нет, ничего интересного я не вижу! Каждый человек живет своей жизнью, своими интересами. И не надо показывать, что вы в этой жизни доминируете. На каждое действие всегда находится противодействие… В общем, в вашем городе такой эпизод имел место.
— Давайте сменим тему и поговорим о вашей творческой деятельности. Чем вы сейчас живете как артист?
— Сейчас мы собираемся ставить спектакль в Волгограде, в Театре юного зрителя. Пьеса «Романтики» Эдмона Ростана. Там как раз присутствует фехтование XVI века. Это премьера в Волгоградском ТЮЗе и открытие сезона. От вас я еду прямо туда. Фехтование будет играть очень важную роль в пьесе, оно поможет раскрытию образов. В Москве я играю в спектакле о Франсуа Вийоне – средневековом французском поэте. У меня роль друга Франсуа, Ролана. Вообще много работы в разных городах России: Нижний Новгород, Волгоград, Казань, Ульяновск. Что касается кинематографа, то сейчас заканчиваются съёмки фильма «Путь экстремала». Скоро на экраны должны выйти фильмы «Заповедник страха», «Мальтийский крест». Все это трюковое кино.
— Какую роль вы хотели или, может быть, мечтаете сыграть?
— Да много чего я хотел бы сыграть. Только жизнь промелькнула… Я очень люблю героев Достоевского. Мне близки по духу сильные личности, сильные характеры. Братья Карамазовы, Поратов…
— А если Карамазовых, то кого из них?
— Ивана.
— Что бы вы пожелали своим ульяновским студентам?
— Студентам Ульяновского госуниверситета факультета культуры и искусства я желаю постоянно, на протяжении вот уже десяти лет, в течение которых приезжаю сюда: станьте настоящими профессионалами своего дела, станьте настоящими актерами, актерами с большой буквы. Не ре-мес-лен-ни-ка-ми, а мастерами! Вы выбрали этот путь, а он тяжелейший и вовсе не такой легкий, романтический, как может показаться. Я всегда привожу фразу Анатоля Франца: «У искусства есть два врага: талант, не владеющий своим ремеслом, и ремесленник, не одаренный талантом». Сам по себе талант – это ничего, это просто пустое место, некое эфемерное понятие. Развивайте в себе этот талант, культивируйте его. Талант и ремесло – соедините в себе эти две вещи, чтобы возникла гармония. Тогда это воздастся сторицей. Тогда вы будете интересны не только самому себе, вы будете нужны и востребованы. Ваша публичная профессия обязывает к тому, чтобы вы были личностью. Но нельзя вырасти, не имея наставника. Каким бы вы делом ни занимались. Можете прочитать самоучитель по плаванию, прыгнуть в бассейн и утонуть… Для того, чтобы стать человеком, мастером, у тебя должен быть учитель, который ведет тебя, направляет. Ну и, пожалуй главное: нет знания без владения собой. Это нужно формировать. Все время находиться в тренинге, постоянном движении. Тогда будет результат.
Пивоваров Владимир Ефремович. Родился 9 сентября 1954 года. Преподает в ГИТИСе с 1988 года. Актер театра и кино, член Профессиональной ассоциации каскадеров России, постановщик трюков в кино; член Международной гильдии режиссеров по пластике. Поставил более 50 спектаклей в различных театрах в качестве режиссера по пластике, среди которых — Шекспир: “Гамлет”, “Ромео и Джульетта”, “Ричард III”, “Макбет”, “Отелло”; Ростан: “Притворщики”, “Сирано де Бержерак”; Мольер, Дюма, Готье и др. Главная роль в спектакле «Доля черная – воля красная» о бунте Степана Разина.
Мастер восточных единоборств. Карате-кекушинкай — черный пояс — II дан.
С 1988 года — доцент Российской академии театрального искусства (РАТИ) по преподаванию сценического движения и фехтования (с марта 2007 года — профессор). Многие его ученики — известные актеры театра и кино.
Снят документальный фильм о деятельности Владимира Ефремовича «Последний мушкетер».