Вот уже десять лет компания любителей путешествий из нашего города осенью выбирается отдохнуть на Черное море. Вернувшись из очередной южной поездки, земляки решили поделиться со всеми секретом недорогого и интересного отдыха.

На сомов – с подводным ружьем

Каждому из них нынешнее десятидневное путешествие обошлось примерно восемь тысяч рублей – около двух тысяч ушло на билеты на поезд туда и обратно, а еще по пять тысяч ульяновцы потратили на продукты и прочие расходы.

Целью поездки было посмотреть сразу два моря – Азовское и Черное. Каждый год компания наших туристов проходит несколько десятков километров по Черноморскому побережью. А в этот раз они решили сравнить его с еще незнакомым Азовским морем.

Поэтому, доехав на поезде до Краснодара, отправились в Темрюк, стоящий на Азовском побережье. До моря добрались уже ночью. И получили от Азова неожиданный подарок – в темноте вода из-за присутствия в ней каких-то микроорганизмов переливалась искрами. Блестящие звездочки можно было даже подержать в ладонях, окунув руки в волны. Налюбовавшись на непривычное зрелище и искупавшись – погода, несмотря на осень, стояла очень теплая, -на следующее утро путешественники решили посетить Темрюкский коньячный завод, известный своей продукцией на всю Россию.

На заводе их ждало неприятное открытие. В Ульяновске в большинстве магазинов продается коньяк якобы этого завода, но продукции под таким названием в Темрюке даже не выпускают. Поэтому ульяновцы с удовольствием воспользовались возможностью купить настоящего южного коньяка, несмотря на то, что им предстоял еще долгий пеший путь.

Темрюк, как оказалось, сейчас стал привлекателен для туристов со всей страны не только своим коньяком. В последнее время текущую у города реку Кубань облюбовали дай-вингисты – профессиональные ныряльщики. Они или просто погружаются в реку, чтобы насладиться подводным миром, или даже занимаются подводной охотой. В Кубани особо ценной добычей считаются сомы. Хотя, говорят, достаточно часто потревоженные рыбины даже нападают на зазевавшихся охотников.

Летают по воде

Следующим пунктом стала Тамань. Там, конечно же, не смогли не заглянуть в Музей Лермонтова, ведь именно этому месту было посвящено одно из его произведений. Ну а после началось само пешее путешествие. Правда, поначалу море напоминало нашу Волгу. Берег там песчаный и обрывистый, пальм или скал нет, так что можно и со средней полосой России спутать. Вот только лето на побережье, в отличие от наших мест, задерживается подольше – в октябре еще цветут цветы и летают бабочки. А местные жители вовсю убирают виноград, арбузы и дыни. Фрукты, кстати, на рынке в Тамани очень дешевы – в несколько раз дешевле, чем, например, в избалованной туристами Анапе.

С переходом на Черное море изменилась погода – поднялся ветер и появились волны. Путешественники попали в четырехбалльный шторм. Впервые за десять лет, говорят они, пришлось увидеть море по-настоящему черным с белыми полосками волн. Хотя непогода ульяновцев не остановила. Как и других отдыхающих. Например, пробираясь на ветру по песчаной косе, они увидели непривычную картину. Несколько человек катались по волнам на досках с привязанными к ним на длинных стропах подобиями парашютов. Оказалось, это достаточно новый для России вид спорта – так называемый «скайтинг». Начинающие скайтингисты катались по воде на относительно спокойном даже в шторм лимане, а несколько их более опытных товарищей вышли в открытое море.

Сувениры из скатов

Неподалеку обнаружилась и стоянка скайтингистов. Путешественников, подходящих к ней, встречала сделанная из одежды забавная фигура с надписью: «Унесенный ветром». А рядом нашлось еще одно достопримечательное место. Охранник турбазы, на которую ульяновцы заглянули в поисках воды, делал необычные сувениры – сушил, красил и лакировал огромных скатов.

Добравшись до Анапы, путешественники поехали в Большой Утриш. У него морской берег уже изменился – стал каменистым. Там также оказалось немало отдыхающих. Целые компании жили на берегу в палатках.

Удивила ульяновцев одна из встреченных женщин. Она ходила по берегу с рюкзаком и собирала лежавшие у воды водоросли. Путешественники полюбопытствовали, зачем. Оказалось, под засохшими водорослями вдоль прибоя лежит морское растение, называемое местными жителями морской капустой. Консервы из нее не делают, но южане с удовольствием ее едят и свежей, и соленой, и жареной. Наши туристы тоже рискнули попробовать водоросль на вкус. И убедились, что она вполне съедобна и вкусна.

За время путешествия ульяновцы видели несколько мертвых дельфинов, выброшенных волнами. То ли животных поразила какая-то болезнь, то ли их бросили рыбаки. Хотя, например, к лебедям, уткам и куликам, зимующим на море, местные жители относятся очень бережно – даже было выпущено распоряжение о том, чтобы зимой они их подкармливали.

Из-за заставшего их в пути шторма ульяновцы не успели, как планировали, дойти до Новороссийска. Но все равно за несколько дней они преодолели полсотни километров. Вернувшись домой, путешественники строят планы на следующий год. Теперь они хотят или погулять по Крымскому побережью, или пойти в сторону Абхазии, или даже рвануть дикарями на зарубежные моря.

Лидия ПЕХТЕРЕВА