Современники позапрошлого века в своих воспоминаниях о Симбирске нередко отзывались примерно так: город, в котором грязь, вонь, нищета… К величайшему сожалению, многие ныне живущие скажут примерно то же самое о своем родном городе, где прошли детство, юность и отрочество. Скажут так не потому, что не любят свой край, а потому, что с болью в сердце видят вечно продолжающийся бардак.
Не так давно мой приятель был в командировке в Чебоксарах.
– Не поверите, я приехал в город, который удивил меня своей чистотой и ухоженностью, – рассказывал коллега по литературному цеху. – Мы ходили по улицам и скверам, специально хотели высмотреть загаженные места. Ничего подобного! Все было выметено и убрано, словно перед приездом высоких столичных гостей! Подумали, что чистота соблюдается только в центральной части города. Специально, ради любопытства, выехали за пределы городских кварталов. И что же? Там такая же исключительная чистота и ухоженность!
Спросили местных коллег, как, мол, вашей власти удается так соблюдать чистоту? Ответ последовал незамедлительно: порядок стали наводить после того, как муниципалитет возглавил бывший военный. Как шуточно говорят в таких случаях – ну, настоящий полковник! Он каждое утро проезжал по городу, замечал загаженные участки и после оперативного совещание отправлял своих подчиненных убирать мусор собственными белыми ручками. Причем, говорил примерно так: не умеете, мол, организовать работу других, сами выгребайте нечистоты!
Не поверите, чиновники научились управлять ранее неуправляемыми никем коммунальными службами. Процесс пошел! И теперь его остановить просто невозможно, потому что все без исключения поняли: жить в чистоте гораздо лучше, чем на помойке.
К величайшему сожалению, не все наши земляки понимают эту простую истину. То, что дворы и улицы в нашей благословенной губернии загажены до безобразия, ни для кого не секрет. Но самое страшное то, что земляки остаются равнодушными к святым местам, где захоронены пращуры, известные и уважаемые люди.
Не хочется верить, что мы становимся Иванами, не помнящими родства. Наш разговор на эту тему мы продолжаем не случайно. Если помнят читатели, мы уже рассказывали о том, в каком неприглядном состоянии находится старое кладбище на улице К. Маркса. Если бы только здесь плевали на прах уважаемых людей…
Как выясняется, не в лучшем состоянии и сельские захоронения. Поезжайте в село Большие Ключищи Ульяновского района. За околицей, в северо-западной части, находится большое сельское кладбище. По иронии судьбы оно соседствует с животноводческим комплексом. Естественно, отходы производства сваливают практически возле погоста. Здесь же огромные несанкционированные свалки бытового мусора: пластиковая посуда, старое белье, разбитая мебель, сгнившие фрукты и прокисшие овощи. Несанкционированная свалка тянется примерно километра полтора – до суходола, где находится сосновый бор. Загляните в него. Там почти под каждым деревом горы бытового мусора. И никому нет дела до того, что осквернен погост, загажен некогда экологически чистый уголок природы.
Напомним, что в Ульяновской области, по данным регионального Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, насчитывается свыше 230 мест размещения твердых бытовых отходов: 5 полигонов, 288 свалок, в том числе более 100 — несанкционированные. В том же документе сказано, что в ряде муниципальных образований у коммунальщиков отсутствуют лицензии на сбор, транспортировку, захоронение и утилизацию опасных отходов. Словом, бардак продолжается.
Наши читатели задают резонный вопрос: может, нам надо избирать новую власть исключительно из числа бывших военных? Впрочем, в истории нашего города и области были руководителями военные, в частности, полковник и генерал. Но мало что менялось к лучшему. Вывод напрашивается сам собой: наш город, наш регион — это огромный общий дом, в котором за чистотой и порядком надо следить всем — от мала до велика.
Николай Стрельцов