Проблема детских садов стоит в Ульяновске очень остро, несмотря на звучащие время от времени чиновничьи рапорты о том, что она мало-помалу решается. Поэтому так нередко и возникает она на страницах ульяновских газет…

Вот, скажем, буквально на днях на местной вкладке «комсомолки» появилась статья про поборы в ДОУ – неистребимо, видимо, явление, именуемое специалистами как низовая коррупция.

Собственно говоря, именно эта статья побудила меня взяться за перо, чтобы попытаться не осветить проблему детсадов с привычной для всех «родительской» стороны, а взглянуть на нее с совсем другой точки зрения. Заранее скажу, менее острой проблема от этого не станет…

Но сначала – пара цитат из «комсомолки» – в качестве отправной точки:

«На сегодняшний день в списке ожидания стоят более 13,5 тысяч городских детишек в возрасте от месяца до шести лет. А тех, кому уже пора в садик – малышей от двух до шести лет – насчитывается 4,5 тысячи.»

«По словам родителей, система взяток в детских садах процветает. Правда, не во всех. Где-то заведующие не только денег не берут, но и отказываются от помощи в счет получения заветного места. Боятся. В других же просят до 25 тысяч рублей на «благотворительность»!

Из приведенных цитат видно, что и очереди на места в детсадах у нас большие, и суммы взяток в самих детсадах тоже не маленькие. Но кого-то все же не останавливает ни первое, ни второе, и их дети правдами или неправдами места в городских ДОУ получают. Заведующие иными садиками, имея месячную зарплату в пределах пяти-шести тысяч рублей, получают (за это или нет?) возможность «скромно» отдохнуть на турецких или тунисских пляжах, а воспитатели этих ДОУ, чья зарплата едва ли не вдвое ниже окладов заведующих, не получают ничего. Кроме дополнительной головной боли, нервотрепки. И лишней, но, порой, очень большой и серьезной ответственности.

Вот, что, например, рассказала мне сотрудница одного из ульяновских ДОУ: группы садика, наряду с детьми здоровыми посещают и такие ребятишки, которым нужны особые, а то и исключительные условия содержания. Эти дети – больные.

Вот, скажем, в одной группе есть девочка с пороком сердца. Ее ни толкать нельзя, ни обижать, ни просто расстраивать. Контроль за этими «нельзя» – на воспитателе. А в группе 20 малышей, и группа – младшая, здесь каждому внимание нужно – и колготки поменять, и умыть, и одеть. Да и как им, несмышленым, объяснишь, что девочка «неприкасаемая» – конфликты среди малышей вспыхивают по любому поводу. К тому же и сама «особенная» девочка не осознает того, что ей чего-то, там, нельзя. Вот и дрожит воспитатель ежедневно – не приведи, Господи, случится что – греха не оберешься!

Кто-то скажет: ну и что? Знала, мол, воспитатель, куда на работу шла. Чего пенять-то?

Знала. И шла на работу в обычный, а не в специализированный детсад, где и ответственность большая предусмотрена, да и оплата выше.

Мне опять могут возразить, заявив, что какого-либо перечня, запрещающего находиться в детсадах детям с определенными заболеваниями, не существует. Действительно, не существует. Но, согласитесь, это не нормально, когда ради одного ребенка, лишаются должного внимания и ухода остальные дети в группе. И любой родитель вправе возмутиться и потребовать для своего ребенка надлежащего ухода и внимания со стороны персонала ДОУ.

Как быть?

В нашем городе есть специальные детсады. Для слабослышащих детей, например, для детей с дефектами речи и зрения. Для больных такими недугами как врожденный порок сердца или эпилепсия и ДЦП – нет (кстати, в ДОУ, о котором идет речь, есть дети и с названными здесь заболеваниями). Где же искать выход, как сделать так, чтобы и дети получали заботу и внимание, и родители их были спокойны, и воспитатели не ощущали себя заложниками ситуации?

Выход, разумеется, есть. И в других городах для больных детей создаются специальные группы. Почему бы и у нас не пойти по такому пути и не создать, скажем, в каждом районе города специальные группы в детсадах, прикрепив к ним не только воспитателей, но и соответствующих специалистов-медиков, психологов, методистов? Всем же спокойнее будет. Больные дети получат должный уход без ущерба для остальных ребятишек. А заведующим не придется запрещать воспитателям знакомиться с медкартами детей, как это делается сегодня.

Кстати, в некоторых других городах, где внимание матерям и детям уделяется не в специально установленные дни, родители больных детей за садик платят либо меньше, либо не платят вовсе.

Сидор ЛЮТЫЙ

P.S. В целях предотвращения давления на воспитателей ДОУ со стороны руководства, мы не назвали ни адреса, ни номера детсада. Но в редакции они есть.