Спектакль с феерическим названием «Метаморфозы катарсического декаданса» прошел на сцене Небольшого театра.

Пьесу поставил ульяновский «Театр абсурда» во главе с Павлом Солдатовым. Идейный вдохновитель, автор сценария, постановщик и главный герой действа – фигура, достойная внимания. Будущий учитель русского языка и литературы, а пока – студент филологического факультета УГПУ, мог бы себе позволить сказать: «Театр абсурда – это я!»

Вся труппа, составленная в основном из ближайших Пашиных друзей и лиц, попавших под его обаяние, вообще многое себе позволяет на сцене. Молодые люди и девушки вдохновенно и с видимым удовольствием изображают алкоголиков, проституток и буйно помешанных. Актеры имитируют страстные ласки, пьяные драки, суицид. Восприятие действительности болезненно обострено, оно проецируется на сцену, преломляясь в воспаленном сознании. Жизнь проявляется исключительно в негативных крайностях. Один из самых запоминающихся эпизодов – избиение «беременной» женщины.

Главный герой, который представляет собой собирательный образ персонажей произведений Достоевского, на протяжении всего спектакля довольно смело размахивает самым настоящим топором, так что зрители напряженно ждут, когда же, наконец, рука его дрогнет, и этот далеко не бутафорский реквизит причинит кому-нибудь травму. Обошлось.

Вообще все действо – адская смесь эпатажа, истерики, надрыва, рыданий, смеха и самых невероятных кривляний. При этом только у Павла получается юродствовать по-настоящему искренне.

Каждый фрагмент спектакля является узнаваемой реминисценцией или цитатой из классической литературы: помимо Федора Михайловича, это Бодлер, Золя, Данте, etc. Из философов в пьесе наиболее явственно ощущается присутствие Ницше. Конечно же, не обошлось и без евангельских мотивов, а также прямых отсылок к Новому Завету. Что интересно, процентов семьдесят сценического текста Павла – чистейшей воды импровизация. В бессвязном потоке горячего шепота и диких воплей, из которых состоит речь Солдатова, трудно уловить какие-то конкретные идеи, которые можно было бы более-менее четко сформулировать.

Декаданс, изображенный труппой, должен вроде бы производить катарсическое действие. Во всяком случае, его нам обещает заглавие. Однако очищения не происходит. Вместо этого остается ощущение безысходности.

– Они понимают, что в грязи находятся, но не только не стараются выбраться, но и упиваются этим! – так выразилась впоследствии одна из зрительниц.

Вместо декораций в спектакле используются проекции картин «живописцев декаданса и андеграунда», как заявлено на афишах. Среди них оказались Ван Гог, Сальвадор Дали и другие «декаденты» от изобразительного искусства. Между актами на сцену выходят рок-музыканты из группы «Заповедник». Кстати, тексты для их композиций пишет тоже Солдатов. Однако слов песен разобрать практически невозможно из-за специфического звучания. Но надо отдать должное, музыка у ребят получается достаточно качественная.

– Задница – это большое всевидящее око мира,- говорит Павел между делом.

А на первом ряду сидит заместитель декана филологического факультета УГПУ, которая курирует этот проект. Дело в том, что собранные от спектакля средства должны пойти в онкогематологическое отделение детской областной больницы, шефство над которым взял филфак. Учитывая, что билет стоил 50 рублей, а зал ТЮЗа был набит битком, какую-то сумму больные дети все-таки получат. И если в таком случае присутствие на спектакле замдекана объяснимо, то вот что делают здесь все остальные, не совсем понятно.

Почему публика все это «ест»? Возможно, потому, что «Театр абсурда» в понимании Павла Солдатова – нечто, напоминающее блюдо, приготовленное исключительно из одних только острых приправ. Эпатаж, агрессия и музыкальные вставки в исполнении одного из самых заметных рок-ансамблей города создают определенную эмоциональную атмосферу, позволяющую проникнуться творчеством даже тем, кто бесконечно далек от информационного пространства, в которое окунает нас спектакль «Театра абсурда». При этом можно с уверенностью сказать, что транслируемые идеи проходят мимо доброй половины зала, и основная масса зрителей либо вообще не понимает смысла происходящего, либо понимает иначе, чем того хотел автор.

Тем не менее «Театр абсурда», бесспорно, является заметным событием в культурной жизни Ульяновска, и с этим надо считаться. Солдатову удалось создать синкретичный и совершенно оригинальный жанр, при всех своих недостатках представляющий интерес как таковой. А еще творчество абсурдистов – несомненный импульс для эскалации творческой активности молодых ульяновцев. Перед ними пример того, как самые смелые идеи при определенном желании, оказывается, могут быть реализованы.

Николай Гурьянов