Студент юрфака УлГУ Максим Бикмурзин пообещал в следующий раз прийти в редакцию в костюме от “Бриони”, как у Бреда Питта. Лет этак через несколько. А ближайшая цель четверокурсника юрфака УлГУ – мантия выпускника.

– Максим, как рано встала перед вами тема выбора профессии?

– Вопрос поступления обозначился в моей голове классе в девятом. Я в принципе одинаково хорошо успевал по всем предметам. Было два варианта – поддаться тяге к математике и пойти в экономику или выбрать гуманитарное направление и поступать на юрфак. Я учился в гуманитарном классе, много читал, и любимым писателем был Солженицын. Наверное, его творчество и повлияло – рассказы о беззакониях, нарушениях прав человека.

– Вы борец за справедливость?

– Есть такая черта. Весной проходила встреча губернатора с студентами юрфака, из уст директора Института права и госслужбы прозвучала фраза: “Каждый юрист – солдат правопорядка”. И я с этим согласен, мы должны не просто выполнять свою рутинную работу, а бороться с беззаконием во всех его проявлениях.

– Специализацию выбрали?

– Да, гражданскую. Сначала было интересно уголовное право, я даже активно занялся научными исследованиями. Интересовался проблемой смертной казни – “за” и “против”. А потом понял, что гражданская специализация шире, перспективнее.

– Почему вас заинтересовала тема смертной казни?

– Наш первый семинар по уголовному праву был посвящен этому. Мы долго дискутировали. Каждый вынес свое мнение. Первоначально я был за высшую меру наказания, рассуждал тогда еще не как потенциальный юрист, а как зеленый первокурсник. Научно сторонники и противники смертной казни называются “консерваторы” и “аболиционисты”. Чем больше изучал проблематику, тем меньше во мне оставалось консерватизма. Будет смертная казнь, кто даст гарантии, что количество преступлений снизится? В средневековье, когда объявили охоту на ведьм, разве уменьшилось их количество? Как сказал кто-то из великих, если государство пишет законы, запрещающие убийства, а само практикует смертную казнь – уподобляется убийце, что это за государство?

– А какие еще темы вас привлекали как исследователя?

– Всегда осознанно выбирал то, что меня интересовало, в чем видел поле для творчества, научного поиска. Изучал тему экстремизма, криминальной субкультуры – жаргон, татуировки. Вот вы знаете, откуда пошло слово “тусовка”? На прогулке заключенные ходят по маленькому дворику подобно тому, как карты перемешиваются. У нас половина лексикона “оттуда”. Верно говорят, в России каждый третий из мужчин сидел, сидит либо будет сидеть.

Я с первого курса участвовал в конференциях, олимпиадах. Не стремился выиграть. Для меня всегда главным было участие, общение с умными людьми. Это очень важно для юриста.

– Общественная работа привлекает?

– Я – староста.

– Манит руководящее кресло?

– Нет, просто хочу, чтоб людям вокруг меня было комфортно, и готов им помочь решить какие-то проблемы. Амбиций особых нет. Хотя есть момент, который тешит самолюбие – приятно, когда люди тебе доверяют.

– Отличные оценки в зачетке – цель или случайность, ставшая закономерностью?

– Мне нравится учиться, получать знания, высказывать свою точку зрения. Один из принципов Валентины Леонтьевой, который я могу отнести к своим: самое ценное в нашей жизни – это общение с людьми. Я бы добавил, а с умными людьми вдвойне. За этим я и пришел в университет. А как же можно учиться у умных, получая тройки? Студенты, выходя из стен вуза, много теряют, так и не поспорив всласть с преподавателями.

– На экзамене тоже спорите?

– Нет, к экзаменам стараюсь готовиться так, чтобы у преподавателя не возникало стремления со мной спорить. На юрфаке педагоги – из разряда “Платон мне друг, но истина дороже”. Любят своих студентов, но выжмут из них все соки ради истины. “Пятерка” у таких дорогого стоит.

– Много сил и времени уходит на “пятерки”?

– Да, не скрою. Без движения даже отличники уходят в небытие.

– Как вы все успеваете? Учеба плюс общественная работа… Да и, судя по фотографиям, которые принесли в редакцию, досуг тоже не страдает. Подъем в шесть утра, ледяной душ, зарядка?

– Откуда вы знаете? Примерно так и есть. Я люблю отдыхать активно. Занимаюсь рыбалкой. Обожаю ощущение азарта. Например, борешься со щукой, понимаешь, что у тебя на крючке хищник, и тут – кто кого сильнее. Еще люблю спортивную стрельбу, особенно на спор.

– Вы вообще, я вижу, любите спорить…

– Люблю доказывать – себе и другим – что я что-то могу. Так увлекся дизайном фотографий. Общался с друзьями в Интернете, выложил снимок на аватар, и мне он показался слишком скучным. Идея, как оформить фото, пришла посреди

ночи, вскочил и засел за компьютер. Теперь друзьям аватарки делаю.

– На одном из фото вы предстаете в образе адвоката дьявола из одноименного фильма. Как родилась идея коллажа?

– Надо сказать, наряд для снимка я “позаимствовал” у Бреда Питта. Собственно, это облачение и послужило толчком. Захотелось пощеголять в костюме от “Бриони” хотя бы на фото. А потом стал дальше фантазировать…

Костюм такой у меня непременно будет. Обещаю в нем прийти, нет приехать на своем авто, в редакцию для следующего интервью.

– Когда станете таким же преуспевающим адвокатом, как герой Киану Ривза?

– Нет, они другие. Западные адвокаты больше актеры, они любят устраивать шоу. Хотя против статуса успешного адвоката я не возражаю. Или бизнесмена.

– В профессиональном плане ваши стремления понятны, а в личностном что главное?

– Мой круг общения, мои близкие. Я верующий человек. Но жизнь, полная искушений, не позволяет следовать всем религиозным канонам. Уверен, что с возрастом к этому приду. У меня непременно будет большая семья и много детей. Потому что в них счастье, не сочтите за пафос.

– У вас философский склад ума…

– У Солженицына в “Одном дне Ивана Денисовича” описывается философия отношения к еде притом, что еда крайне скудная. Я был удивлен и восхищен тем, как герой ценит простые вещи, каждое мгновение. Пытаюсь следовать. Люблю отечественные фильмы за то, что они как раз воспевают такой подход к жизни.

– А сами о чем сняли бы фильм?

– Про нашу жизнь. Она интереснее, чем любая фантастика. Про простого человека, который поставил цель, достиг ее, а потом обернулся и понял, что людям все под силу, нужно только захотеть.

Ольга Николаева