Ульяновский областной драматический театр, только в прошлом году получившей имя своего земляка Ивана Андреевича Гончарова, на свои короткие гастроли в Петербурге привез спектакли по трем романам русского классика. В начале этого года между Ульяновской областью и Санкт-Петербургом было подписано соглашение о культурном партнерстве двух регионов – это и стало хорошим поводом приезда одного в Северную столицу одного из старейших театров России (222-й сезон).

Этот статус Ульяновский драматический, похоже, хранит верно, и своей постановкой “Обрыва” заставил пожалеть – таких русских спектаклей в Петербурге днем с огнем не сыщешь. К сожалению, зал Балтийского дома заполнился только на “Обломове” – школьная программа дала о себе знать. А показанные в понедельник и вторник “Обрыв” и “Обыкновенная история” явно могли бы собрать побольше зрителей. Потому что именно такие гастроли могут заставить немного приподняться над нашими привычными режиссерами и актерами. К сожалению, провинциальные театры подспудно не вызывают ажиотажа, а зря – весенние гастроли уральских и сибирских театров смогли приятно удивить нашего зрителя.

Премьера “Обыкновенной истории”, на мой взгляд, оказалась не совсем удачной и игра нескольких прекрасных актеров не спасла спектакль от затянутости и натянутости. А вот “Обрыв” недаром отмечен Государственной премией. О нем подробнее. Спектакль удивил – сценографией, режиссурой, умелым обращением с классическим текстом (прозу сложно переводить на сценический язык, но в данном случае попытка стала успешной), сильным женским составом труппы. Две главные роли (Веру и Бабушку) сыграли Оксана Романова и народная артистка и лауреат Госпремии Клара Шадько. Последняя в коротком интервью “СПб Курьеру” поблагодарила петербургскую публику за теплый прием и призналась, что также очень благодарна судьбе и особенно Ивану Андреевичу Гончарову за такую редкую главную роль для ведущей актрисы драматического театра.

Труппа ульяновского театра очень музыкальна – они поют романсы так душевно, что в очередной раз понимаешь, каким разной может быть драматическая площадка.

Как ни странно, все смыслы гончаровских спектаклей оказываются очень современны. Зритель невольно перенимает на себя задаваемые автором-режиссером-актером вопросы. А вопросов много. Где лучше жить – в тихой провинции или столичном Петербурге. Адуев из “Обыкновенной истории” чуть ли не проклинает холодный город на Неве, и эти проклятия очень страшно звучат со сцены петербургского театра. Но основные поставленные проблемы – любовь и страсть. Оказывается, текст Гончарова очень насыщен всеми этим сентиментальными историями и этот текст, вошедший одним махом в один спектакль, отдающий порой сериальностью, заставляет в итоге задуматься над своими “историями”. Классика потрясающе актуальна. Особенно в сочетании с ансамблевостью труппы ульяновского театра. Которому можно приезжать еще. Понравилось.