Окажет ли мировой финансово-экономический кризис негативное влияние на экономику и жизнь Ульяновской области? Это в какой-то мере можно проследить по состоянию областного бюджета.

Сегодня представители ульяновской власти делают в основном бодрые заявления. Первый заместитель председателя облправительства Владимир Козин в ходе «нулевого чтения» проекта закона о бюджете Ульяновской области на 2009 год сказал, что для нашей экономики последствия кризиса будут не так значимы, как для тех регионов, экономика которых базируется на сырьевых ресурсах. Видимо, имелось в виду резкое падение цен на нефть, которой в нашей области добывают немного. Вторил Козину и областной министр экономики Владимир Шерин на заседании ЗС, посвященном бюджету: по словам министра, экономика Ульяновской области пока не вызывает серьезных опасений, динамика социально-экономических показателей положительна.

Тем не менее тревожные звонки для облбюджета в последнее время раздались. Так, по итогам девяти месяцев 2008 года исполнение бюджета области по доходам составило только 98 процентов от плана. На бюджетном комитете ЗС, состоявшемся накануне пленарного заседания, с тревогой прозвучало, что недобор составил порядка 150 млн рублей. Львиная доля – налог на прибыль: регион вынужден возвращать некоторым предприятиям часть средств этого налога, так как позже предприятия подают уточненные данные по истекшему периоду – с более низкой прибылью. Подобное произошло, например, с филиалом «Северсталь-авто» (нынешний «Соллерс»). Возможно, предприятия осуществляют какие-то свои стратегические комбинации, однако ссылка на финансовый кризис в объяснениях присутствует. Более того, областной министр промышленности Вильдан Зиннуров на бюджетном комитете высказал опасения, что еще порядка 170 млн рублей излишне уплаченного налога на прибыль может быть отозвано предприятиями в IV квартале (в частности, «Ульяновскэнерго»). Однако Зиннуров надеется, что план по бюджетным доходам область по итогам 2008 года выполнит. Последнее утверждение в складывающейся ситуации выглядит довольно самоуверенным: если предприятия начнут снижать прибыль (и, естественно, налоговые платежи), тут никакой министр дело не поправит.

Тем временем Законодательное Собрание на минувшей неделе приняло в первом чтении бюджет Ульяновской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Говорить о 10-м и 11-м годах сегодня нет особого смысла: их параметры еще более размыты, чем 2009 года, до которого рукой подать. На следующий год доходы облбюджета утверждены в сумме 22,189 млрд рублей, расходы – 24,39 млрд рублей, дефицит – 2,2 млрд рублей. Богатым этот бюджет не назовешь, но, как заявлено, практически по всем направлениям заложен рост (подробный расклад расходов – дело второго чтения), финансированием обеспечивается большинство социальных программ, предусмотрено повышение зарплат бюджетникам (за счет собственных доходов), учитывая рост минимальной зарплаты с 1 января 2009 года до 4330 рублей. У парламентской оппозиции такой «правильный» бюджет вызвал настороженность. Как раз из-за кризиса. Представитель в ЗС формальной оппозиции, «справедливоросс» Николай Доронин, не выступавший на сессиях чуть ли не с самого первого заседания, на сей раз высказался: он не увидел в проекте бюджета никаких изменений в связи с кризисом, потребовал для области антикризисного бюджета и заявил, что проголосует против. Депутат-коммунист Вячеслав Алексейчик, назвав основой бюджета налог на прибыль и сообщив, что в стране прогнозируется его снижение на 20-30 процентов, предостерег, что в областной казне из-за этого может образоваться «дыра» в несколько миллиардов. Как тогда быть? Обл-правительство, думается, тоже понимает сложность ситуации, несмотря на бравые успокоительные заявления: не зря губернатор Сергей Морозов предложил сократить расходы на органы власти на 20 процентов для экономии денег, а позже провел совещание с представителями торговых сетей на предмет бесперебойного наличия товаров в магазинах.

Но 23 октября облбюджет 22-мя голосами «за» при четырех «против» приняли за основу. Было подчеркнуто, что размер доходов на 2009 год не окончательный: многое зависит от принятия бюджета РФ в третьем чтении Госдумой. Председатель фракции «Единой России» в ЗС, обеспечившей принятие областного закона о бюджете, вице-спикер Александр Майер-старший уверен, что доходная часть облбюджета -2009 к концу декабря 2008 года может увеличиться на хорошую сумму, потому что ожидается добавка из федерального центра по некоторым конкретным статьям и тогда можно перераспределить собственные доходы. На чем базируется его уверенность, Майер раскрывать журналистам не стал, пожелав оставить место для тайны.

Что ж, пусть будет тайна, лишь бы она не оказалась блефом. Ведь Центр сейчас тоже бросает из стороны в сторону. Сначала министр финансов РФ Алексей Кудрин обещает устрожить регионам условия оказания помощи. Позже первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявляет, что все социальные обязательства федерального бюджета будут выполнены. Москва даже собирается предложить пакет мер по изменению международной финансовой системы на саммите «двадцатки» 15 ноября. Однако часть наблюдателей называет весь саммит самообманом, а не путем к спасению.

В одном Майер-старший стопроцентно прав. Бюджетный процесс в Ульяновской области тормозить из-за мирового кризиса нет смысла. Вряд ли наш остающийся депрессивным регион придумает что-то гениальное во спасение, отложив проект своего бюджета. Зато к «раздаче» из общероссийского финансового «котла» опоздать можно. И достанется припозднившейся области средств меньше. Так что облбюджет пусть принимается своим чередом, а, не дай Бог, случится обвал, тогда и будем решать, как выкручиваться -вместе со всей Россией. Хотя пессимистический вариант развития тоже нужно иметь – в кармане.

Владимир ПУГАЧЕВ