Законодательное собрание Ульяновской области будет жестче контролировать исполнение принятых документов

Более 30 вопросов рассматривалось на последнем заседании комитета по социальной политике Законодательного собрания Ульяновской области. Обсуждение жизненно важных для региона вопросов продолжалось более двух часов. Это не удивительно, так как в ходе конструктивного диалога вскрылись серьезные проблемы: неисполнение принятых в областном парламенте программ и нарушения при реализации документов. Свою оценку сложившейся ситуации дает секретарь политсовета регионального отделения партии «Единая Россия», председатель комитета по социальной политике ЗСО Игорь ТИХОНОВ.

Регион должен развиваться

– Игорь Викторович, подходит к концу очередной год. А это время подводить итоги, и давать оценку проделанной работе. Безусловно, в 2008 региональным парламентом был принят ряд жизненно важных для Ульяновской области законов и программ. Как вы оцениваете исполнение?

– Для начала хочу пояснить, что, когда говорится о реализации каких-либо программ, нужно, прежде всего, учитывать были ли достигнуты поставленные цели, или где-то произошла «пробуксовка». Ведь, по сути, программа – это инструмент, при грамотном использовании которого должна решаться та или иная проблема, или ее негативное влияние должно быть ослаблено. И, когда создается программа, одна из основных задач – правильно определить индикативные показатели ее реализации. То есть, те точки, следя за которыми можно понять, есть положительная динамика или нет. Поясню, условно программы можно разделить на три вида. Принятые, но финансово не подкрепленные. Принятые и профинансированные, но некачественные (то есть реализуются плохо и поставленных целей не достигают). И эффективные программы. К сожалению, по нашим оценкам, в регионе присутствуют все вышеназванные варианты. Но в этом не Только наша вина, так как исполнение того или иного документа зависит от многих факторов. Со своей стороны, депутаты Законодательного собрания анализируют, как идет реализация программы, исправляют ошибки, внося коррективы. Находят необходимые средства. Информация от контролирующих органов рассматривается как на комитетах, так и на заседаниях. Кроме этого, мы просим контрольно-счетную палату дополнительно проверить финансовую составляющую программ. К вопросам контроля мы подходим всесторонне. Для наглядности хочу привести пример. Сейчас в Ульяновской области в различных районах появляются офисы врачей общей практики. Это положительный момент, но поначалу программа работала не настолько эффективно, как сейчас. По ходу реализации Депутаты вносили в программу коррективы, в том числе, и финансовые, и она все больше набирала обороты. Сегодня офисы врачей общей практики открылись практически во всех районах области, и их число продолжает расти.В 2009 году реализация программы должна завершиться, но, если мы поймем, что есть необходимость ее продлить, мы это сделаем.

Поставщик сорвал реализацию «Школьного молока»

– Вы привели положительный пример. Хочется услышать и о проблемной программе… Такие ведь есть, как вы уже говорили.

– Есть. Например, серьезные нарушения вскрылись в ходе проверки контрольно-счетной палатой эффективности использования средств областного бюджета в рамках реализации программы «Школьное молоко». Комбинат «Заволжский», с которым был заключен договор, три раза в неделю должен был поставлять в школы молоко, чтобы у ребят повышался иммунитет. Идея просто отличная. Но из-за слабого контроля за программой произошел сбой. Многие учебные заведения муниципальных образований получали полезный продукт не в соответствии с графиком, а всего лишь два раза в период с сентября по декабрь 2007 года, и в количествах не определенных документом. Так, например, дети-сироты Барановской школы должны были получить 1485 коробок молока. А им поставили всего 371. Вы только представьте. Меньше на 1114! И это не единичный случай. В общеобразовательных школах молоко выдавалось также не системно, по несколько коробок на руки, и дети вынуждены были приносить его домой.

Кроме этого, в 2007 году контракт был заключен на 3,3 миллиона рублей, а исполнен – на сумму чуть более 2,4 миллиона. И часть неосвоенных средств была возвращена в областной бюджет. Возникает закономерный вопрос: почему?

В этом году ситуация изменилась. Программу принимали в каждом муниципальном образовании, и руководство районов само обеспечивало школы полезным напитком. Но в подведомственных министерству образования учреждениях этот важный документ с января по май не был исполнен в принципе. Каждый ребенок должен был получить по 51 коробке молока, а выдали всего по девять. Такая вопиющая ситуация произошла из-за того, что контракт заключили поздно, в конце марта. И сейчас, чтобы освоить средства, решили поить детей молоком не три раза в неделю, а шесть. Разве это выход?

Более того, когда мы запросили в региональном министерстве здравоохранения информацию о том, улучшилось ли здоровье ульяновских ребят в результате реализации программы, нам ответили, что ни каких сведений предоставить не могут. И это при том, что медики наравне с нами брали на себя обязательства по контролю за документом.

В министерстве образования сообщили, что претензии к поставщику они писали, но исправить ситуацию не смогли.

Я считаю, что изначально нужно “было вести переговоры не только с исполнителем, но й выходить на тех, кто реально мог бы повлиять на изменение ситуации. Если нужно, и на губернатора. Ведь программа «Школьное молоко» перспективная, современная и по сути хорошая. И мне, как человеку, стоявшему у ее истоков и являющемуся горячим сторонником этого начинания, обидно, что произошел такой серьезный сбой. Я лично ездил по школам, разговаривал с родителями учеников и педагогами. Объяснял им суть программы. Рассказывал, как употребление молока положительно повлияет на здоровье мальчишек и девчонок…

– Почему так произошло? Ведь бюджетные деньги были израсходованы…

– Освоение средств не является исполнением программы. Суть документа в том, чтобы ребята три раза в неделю пили молоко. Такая система была утверждена депутатами, медицинскими работниками и педагогами.

– Будете каким-либо образом влиять на ситуацию?

– Конечно! В обязательном порядке ужесточим контроль за реализацией программ. Причем не только этой, а всех, которые нами приняты. В этом конкретном случае, мы должны определиться, как будет дальше исполняться документ. Считаю, что вопрос необходимо выносить на заседание Законодательного собрания. Причем с приглашением поставщика молока и министра образования.

– Сейчас у нас такая же картина складывается с исполнением этого документа?

– Нет. Мне доложили, что дети молоко получают регулярно. Но забывать о том безобразии, которое творилось, нельзя.

Такие нарушения удалось вскрыть только в «Школьном молоке»?

– Увы, нет. Областная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Ульяновской области на 2007-2010 годы» в прошлом году имела проблемы с финансированием. Да и сейчас ситуация не лучше. Более того, в соответствии с этим документом младший обслуживающий персонал ежемесячно должен был получать доплату по 300 рублей. Однако, скоро ноябрь, год подходит к концу, а из 10,7 миллионов рублей людям выплачено всего четыре миллиона. Ошибки в расчетах! Представители министерства образования объяснили, что делали расчеты из количества ставок, а людей оказалось меньше, так как многие работают за двоих. В итоге было предложено перераспределить средства и приобрести…

три школьных автобуса. Разве это дело? Какое отношение школьные автобусы имеют к дошкольному образованию? Эта программа направлена на появление новых мест в детсадах. По документам их должно быть 2862. Это как раз и есть тот индикативный показатель, на который мы должны опираться.

– На ваш взгляд, почему вообще происходят срывы реализации программ?

– Из-за отсутствия качественного управления. Это основная причина. Но в ближайшее время мы надеемся исправить ситуацию.

Не забывая о социальных вопросах, развиваться

– Сейчас очень много говорят о необходимости перехода на отраслевую систему оплаты труда. На ваш взгляд, это правильное решение?

– К сожалению, не все правильно понимают этот термин. Из-за чего сейчас в коллективах некоторых организаций возникают конфликты. Говоря об оплате труда, стоит остановиться на рассмотрении трех основных Понятий: минимальный размер оплаты труда (сумма, меньше которой работник бюджетной сферы, трудясь на полную ставку, предусмотренную законодательством, получать не должен), единая тарифная сетка и стоимость первого разряда ETC.

Между первым и третьим понятием зачастую возникало противоречие, так как первый разряд всегда был меньше МРОТ. При этом абсолютно «забывалось», что низший разряд никто практически не получал.

Введение отраслевой системы оплаты труда это противоречие должно снять. В соответствии с документом зарплата работника бюджетной сферы будет состоять из трех частей: базовой, компенсационной и стимулирующей. За счет последней работник сможет получать больше, чем сейчас. И не меньше минимального размера оплаты труда.

– На последнем заседании депутатами ЗСО в первом чтении был принят бюджет. Как бы вы его охарактеризовали?

– Социальные направления всегда будут в приоритете. Но суть в том, чтобы не только заботиться о людях, но и развивать регион. Необходимо не просто проедать деньги областной казны, а сделать все возможное для того, чтобы экономика получила дополнительные средства для движения вперед. Бюджет должен быть инвестиционным.

Только в этом случае мы сможем выполнить поставленную губернатором Сергеем Морозовым задачу: войти в двадцатку лучших регионов России.