Два года назад волжский склон в центре Ульяновска заволокло черным дымом. Тошнотворный запах гари полез в окна жилых домов. Обеспокоенные граждане кинулись выяснять, в чем дело: оказалось, что на Венце, на исторической набережной вырубают реликтовые деревья, спиленные стволы обливают керосином и сжигают прямо на месте. Уникальный волжский склон, любимое место отдыха горожан, явил собой безрадостную картину: торчащие пеньки да выжженная земля. Так в Ульяновске началась реализация широко разрекламированного проекта горнолыжного курорта «Ленинские горки».

Венец

трогать нельзя!

Первыми забили тревогу экологи и краеведы. О недопустимости какого-либо строительства в оползневой зоне Венца выступили и специалисты, вспомнив факты из прошлого: когда строился Ленинский Мемориал, также существовал подобный проект – соорудить здесь развлекательный комплекс. К его реализации решили приступить в годы руководства областью первым секретарем обкома КПСС Г.В.Колбиным. Однако, общественность сумела убедить даже этого авторитарного руководителя – Венец трогать нельзя, это очень опасная зона. Под угрозой оползня может оказаться не только волжский склон, но и весь центр города вплоть до Свияги. Работавший при Колбине председателем Ленинского райисполкома Ю.А.Рогов, как никто другой, сведущий в этой проблеме, даже организовал целую экскурсию для журналистов по склону Венца и показал на месте, что собой представляет хрупкая дренажная система, и к каким пагубным последствиям может привести ее разрушение.

Тем не менее, обществу с ограниченной ответственностью «Ленинские горки» с уставным капиталом в несколько тысяч рублей власти выделили свыше 580 тыс.кв.м парковой зоны под многомиллионный проект. А что – если случится непоправимое? Кто возместит убытки? Кто понесет ответственность? ООО быстренько растворится в небытие, плюнув на свой уставный капитал, а город останется один на один с проблемами.

Несмотря

на решение суда

Эти и другие важные вопросы (в частности, вырубки деревьев и разрушения дренажной системы) вынудили инициативную группу горожан обратиться с иском в Ленинский районный суд, в ходе которого выяснилось, что разрешения на строительство ООО «Ленинские горки» не имеет, что даже самого проекта не существует в том виде, которое требуется по закону, что инспекция Госстройнадзора уже штрафовала эту организацию за незаконно начатые работы. Словом, суд в категорической форме обязал инициаторов проекта прекратить какую-либо деятельность в арендуемой ими парковой зоне до получения всех разрешительных документов и проведения экологических экспертиз.

Кстати, распоряжение об аренде этих 580 тыс. кв. м тогдашний региональный министр Ю.А.Пузраков подписал 28.12.2006 г., а работы по строительству «Ленинских горок» начались летом того же года. То есть и в этом случае инициаторы проекта действовали незаконно, словно какие-то оккупанты.

На суде представители «Ленинских горок» утверждали, что после взысканного с них Госстройнадзором штрафа в 2006 году все работы были прекращены, однако, посетив стройплощадку 29 мая 2007 года, инспекторы ГСН обнаружили уже не только сваи фундамента и почти готовый каркас здания, но и действующую технику. Оказывается, все это время работы велись полным ходом, несмотря на запреты надзорного органа и решение суда.

В июне прошлого года состоялось еще одно судебное заседание, на этот раз в областном суде, куда представители «Ленинских горок» направили кассационную жалобу. И здесь тоже выяснилось много интересного, вернее, противозаконного – со стороны инициаторов проекта. В частности, устанавливаемые на склоне Венца три подъемника имеют такие параметры, которые (в целях безопасности для окружающей среды) должны согласовываться не столько на региональном, сколько на федеральном уровне.

Не будем утомлять читателей другими подробностями судебного разбирательства. Скажем коротко, областной суд оставил без изменений решение Ленинского районного суда о прекращении строительных работ в парковой зоне волжского склона. Общественность праздновала победу, но – увы! – преждевременно. Несмотря на многочисленные публикации в СМИ, на протесты населения, коммерсанты продолжали делать свое дело, полностью всех игнорируя.

Ленин здесь

не причем!

Об авторах и разработчиках горнолыжного курорта в Ульяновске известно немногое. Инициатором проекта будто бы была группа компаний «Волга – Днепр», но на самом деле идею продвинул один из ее руководителей Денис Барышников. Он является соучредителем этого самого ООО «Ленинские горки», которое занимается сбором денег под строительство трассы. Кто еще входит в состав фирмы, не разглашается, но рядовые представители этого самого ООО при каждом удобном случае козыряют своими связями с чиновниками обладминистрации, а то и открывают ногой дверь в их кабинеты. Именно поэтому у общественности создалось впечатление, что бизнес и местные власти сообща продвигают «курортный» проект. В пользу этой версии говорит и тот факт, что у бизнесменов не возникает трудностей при прохождении документов через государственные инстанции, а сам проект практически молниеносно одобрен региональным правительством. Бизнес-план строительства трассы утвержден на региональном совете по инвестициям, обозначен срок реализации проекта – три года, стоимость – 3 млн. евро.

Самое любопытное – идеологическое обеспечение горнолыжной затеи. Чиновники уверяют, что таким необычным способом можно будет возродить интерес к личности Владимира Ленина, и превратить Ульяновск в популярную туристическую зону.

– Ленин здесь не причем? – утверждает краевед Сергей Петров. – Если бизнесменам так нужен горнолыжный курорт, то почему бы его не построить на окраине города, где склон ничуть не хуже? На мой взгляд, они просто бьются за центр города, а дальше будет, как обычно: захватят лакомый кусок земли, понастроят кабаков и автостоянок и станут получать барыши.

На бюджетные

деньги?

В противооползневую систему волжского косогора, начиная с 1991 года, не было вложено ни копейки бюджетных средств, ввиду их отсутствия. Стоило бизнесменам заявить о намерении строить здесь развлекательный комплекс «Ленинские горки», как деньги тут же нашлись, и сейчас речь идет уже о вложениях десятков миллионов бюджетных средств. Только на реконструкцию старых дренажных сооружений и строительство новых потребуется не менее 11 млн. рублей, а на их эксплуатацию – 2 млн. рублей ежегодно. По самым скромным подсчетам, противооползневые и берегоукрепительные работы обойдутся в 2-3 раза дороже самого курорта

Среди чиновников различного уровня у самовольных застройщиков даже нашлись защитники, готовые выступать публично. Начальник областного управления противооползневых работ В.Кочергин по поводу вырубки деревьев заявил в СМИ, что корни деревьев разрушают дренажную систему на склоне Венца. Однако места спасения дренажа от корней соответствовали только строго намеченным незаконными застройщиками спускам для лыжных трасс. То есть в этих местах корни деревьев разрушали дренаж, а в других – нет? Защита чиновниками самовольщиков доходила до анекдотов. Начальница управления по развитию городских территорий Алла Садретдинова во время пресс-конференции заявила, будто строительство «Ленинских горок» приостановлено из-за отсутствия разрешающих документов. В тот же день все, кто проезжал по мосту через Волгу, собственными глазами видели, что стройка продолжается ударными темпами.

Кто в области

хозяин?

Откуда такой напор и такая уверенность? Ведь не мог же губернатор сказать: «Работайте, ребята! Не обращайте внимания на протесты общественности и решения суда!». При теперешнем катастрофическом состоянии экологии (особенно в индустриальных центрах) надо было бы проектантам заявляться не с «благами цивилизации», а с предложениями, как сохранить и преумножить зеленые зоны во всех населенных пунктах области, и тем более в областном центре. Характерно, что именно в нашей области идет натиск со стороны крупных предпринимателей на парковые зоны города. Притягательность зеленых массивов понятна, как и то, что грубое внедрение в них индустрии развлечений имеет пагубные последствия. Непонятно другое. Почему власти города и области не находят в себе сил дать твердый отпор этим посягательствам? Кто кем руководит, в конце концов?

Николай ВАСИЛЬЕВ

(По материалам местной прессы)