Глазные яблоки умерших удаляли, чтобы вернуть зрение детям
В Нижневартовске продолжается расследование по факту незаконного изъятия глаз у мертвых людей. Это уголовное дело было возбуждено благодаря жительнице Ульяновской области – 41-летней Светлане С. Чтобы его завели, женщина потратила полтора года. Ведь страшная история произошла с ее родным братом, который погиб в Ханты-Мансийском автономном округе. Дело до сих пор не закрыто. Но скандал вокруг сложившейся истории не утихает. Разделились и мнения медиков. Одни считают, что Светлана права. Другие, уверены, что изъятая у трупов роговица использовалась для благих целей. А вся история слишком раздута. Корреспондент «НГС» встретился с пострадавшей женщиной и попытался разобраться в случившемся.
Пропавший брат
— Мой брат Олег уехал на заработки в Нижневартовск и пропал, — рассказывает Светлана, — через некоторое время мне сообщили, что он погиб при странных обстоятельствах. Его тело долго не могли опознать. А когда установили личность – сообщили мне. Я поехала забирать тело в нижневартовский городской морг. И вдруг обнаружила, что у Олега нет глаз. Под веками – пустота. Мне стало плохо. Не могу описать пережитого шока. Я забрала тело Олега в Ульяновск, о случившемся никому из знакомых не рассказала. Похоронила его на местном кладбище, а сама стала искать правды.
Светлана полтора года настаивала на возбуждении уголовного дела. В конце концов случившимся занялась прокуратура.
Донорская роговица
В ходе следствия было вскрыто 94 аналогичных эпизода. В основном фигурировали трупы людей, личности которых не были установлены. Перед тем как предать тела земле, у них вырезали глазные яблоки. По версии следствия, этим занимался 40-летний Николай Мельников, патологоанатом городского нижневартовского морга. Он передавал глазные яблоки в детскую окружную больницу. По его словам, безвозмездно. Донорская роговица использовалась для операций. С ее помощью медики вернули зрение многим больным ребятишкам. Мельников считает, что он поступал благородно. И вырезал глазные яблоки только у бомжей.
– Мой брат не бомж! – возмущается Светлана. – Он был умным и трудолюбивым человеком. Закончил два института. Работал инженером на подстанции.
Цена вопроса
В эпицентр скандала попала одна из лучших больниц Югры. Незадолго до случившегося ею восхищался сам доктор Леонид Рошаль. Именно в эту детскую окружную клиническую больницу поступали донорские ткани, изъятые Мельниковым. Учреждение это бюджетное. И в нем, как выяснилось, не были предусмотрены деньги на подобные нужды. Между тем, стоимость склеры, используемой при лечении близорукости или отслойки сетчатки, достигает 70 тысяч долларов.
Правда, многие медики уверены, что история с нижневартовском моргом слишком раздута.
— Ну кому нужны глазные яблоки мертвого человека? – удивляется главврач детской окружной больницы Виктор Мананников. — Да их и пересаживать то никто не умеет. Если б умел, давно бы Нобелевскую премию получил. Мельников ведь брал не органы, а только их ткани.
— Дело возбуждено не против Мельникова, а по факту нарушения порядка изъятия, — поясняют в прокуратуре Ханты-Мансийского округа, -расследуемые события датируются 2006 годом, а в мае 2007-го глазные яблоки, точнее склера, сетчатка и роговица, попали в перечень трансплантантов. Внесенные в законодательство изменения могли бы грозить Мельникову лишением свободы до 6 лет. Но закон, как известно, обратной силы не имеет.
Ошибка патологоанатома
Медики утверждают, что практика забора глазных яблок на самом деле не редкость. И занимались этим не только в Нижневартовске. Просто для того, чтобы процедура была законной, нужно спросить согласие родственников умершего. У бомжей и асоциальных людей таковых почти не находят. Как раз за бомжа и приняли погибшего брата Светланы.
— Конфликта бы не произошло, если б Мельников действовал согласно инструкции и вкладывал в глазницы стеклянный муляж. Но паталогоанатом, видимо, решил облегчить себе задачу и заполнял пустоты обычной ватой. Он не ожидал, что у кого-то из отобранных им покойников найдутся родственники, — считают сотрудники морга..
Сам Мельников уверен, что его подставили. Несколько лет назад он проходил свидетелем по одному из скандальных дел со взяткой. И якобы теперь кто-то из мести решил организовать его увольнение.
Закон и милосердие
Между тем на защиту Мельникова встали некоторые офтальмологи.
— Он же помогал детишкам и денег за это не брал, — считают они, — задумайтесь, скольким больным малышам сейчас требуется помощь. Светлана зря подняла этот скандал. Ведь глаза ее погибшего брата помогли спасти зрение кому-то из детей. Пусть посмотрит на ситуацию с этой стороны. Может, лучше проявить благородство?
Но Светлана с такими доводами не согласна.
— Знаете, я бы сама отдала глаза покойного Олега ребятишкам, — со слезами говорит она, — но если бы меня об этом попросили. Исподтишка же действовать кощунственно. Откуда я могла знать, что на самом деле случилось с моим братом. Он погиб при странных обстоятельствах. Его тело оказалось без глазных яблок. А вдруг его убили из-за донорских органов? Я рада помочь детям. Но хочу, чтобы все делалось по закону. Поэтому буду добиваться тщательного расследования. Я хочу, чтобы дело довели до конца.