Уполномочили на борьбу с собой

В Ульяновской области вводится должность уполномоченного по реализации антикоррупционной политики с соответствующим аппаратом. Депутаты «Единой России» считают, что уполномоченный сможет координировать всю деятельность по борьбе с коррупцией, оппозиция уверена, что новая должность никакого эффекта кроме дополнительных расходов не даст. Эксперты полагают, что губернатор снижает способность депутатов по борьбе с этим явлением, а эффективная борьба с коррупцией возможна только при развитом гражданском обществе, которого пока просто нет.

Правительство Ульяновской области завершило работу над законопроектом о введении государственной должности уполномоченного по реализации антикоррупционной политики с соответствующим аппаратом. Об этом сообщила пресс-служба губернатора. Законопроект был одобрен на состоявшемся на минувшей неделе заседании областного координационного совета по реализации антикоррупционной политики, проходившего под председательством губернатора. После рассмотрения на заседании облправительства, законопроект будет направлен в заксобрание.

Как говорится в официальном сообщении облправительства, основными функциями уполномоченного станут разработка программных мероприятий антикоррупционной политики, проведение антикоррупционного мониторинга, антикоррупционной экспертизы правовых актов, анализ работы с обращениями граждан и организаций, обеспечение деятельности координационного совета и т.д. Уполномоченного планируется назначать на должность сроком на два года, но не более чем на два срока подряд. Ожидается, что уполномоченный уже приступит к своим обязанностям уже с 1 января 2009 года. У уполномоченного предполагается свой аппарат, пока в составе двух человек.

Директор областного государственно-правового департамента Алексей Преображенский отметил, что Ульяновская область таким законопроектом создала прецедент. «Это наша собственная разработка, на федеральном уровне подобные положения не прописаны, и пока не созданы такие должности ни в одном регионе», – сказал он.

Мнения депутатов заксобрания относительно «уполномоченного по антикоррупции» кардинально разделились. Так, член «Единой России», вице-спикер областного парламента Тамара Дмитриева, назначенная заместителем председателя координационного антикоррупционного совета, считает, что «такая должность нужна, когда вся страна борется с коррупцией». По ее мнению, «уполномоченный станет ГЛАВНЫМ координатором антикоррупционной борьбы в регионе».

Противоположное мнение у оппозиции. «Нельзя бороться с самим собой! – говорит лидер местных справороссов, член антикоррупционной комиссии заксобрания Николай Доронин. – Вся коррупция – в исполнительной власти, все откаты идут туда, все барьеры – там, и, конечно же, уполномоченный против своих не пойдет. Он для этого должен быть выше губернатора. К тому же, там окажется явно член «Единой России», а это называется – рука руку моет».

Независимый депутат заксобрания Алексей Куринный назвал введение должности уполномоченного «полной глупостью». «Еще когда приняли бестолковый областной закон по борьбе с коррупцией, в кулуарах говорили, что надо что-нибудь придумать такое, чтобы область зазвучала на федеральном уровне. Вот и придумали. Кроме возможности засветиться на федеральных телеканалах, эта должность ничего не принесет. Это все равно, что наркоман будет бороться с наркотиками, – сказал господин Куринный. – К тому же, у уполномоченного никаких законных полномочий нет. Правда, антикоррупционная комиссия заксобрания, в которой два преподавателя, два крупных предпринимателя и один народный артист, нежизнеспособна. Предприниматели не будут бороться с рукой, которая их кормит. Это ширма. Потому что в нормальных странах такие комитеты или комиссии возглавляет оппозиция».

Господин Куринный отметил, что «в Ульяновске под маркой борьбы с коррупцией делаются обратные шаги». Недавно, по его словам, единороссовским большинством был принят закон, инициированный облправительством, согласно которому председателя контрольно-счетной палаты (которая должна проверять чиновников) теперь представляет губернатор, в результате, КСП будет зависеть не от депутатов, обязанных контролировать деятельность власти, а от самой исполнительной власти. «Вчера аналогичным образом приняли закон о том, что теперь и мировые судьи назначаются по представлению губернатора, – добавил независимый депутат. – Полностью нарушен принцип разделения властей, который должен быть основой борьбы с коррупцией. Дмитрий Медведев говорит о необходимости усилить контрольные функции парламента, а у нас их сводят к нулю».

«Лучший способ борьбы с коррупцией – это расширение контрольных функций представительных органов, – говорит руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики (Москва) политолог Александр Кынев. – Но вместо этого ваше облправительство под предлогом экономии предлагает ликвидировать освобожденные должности депутатов, лишая их возможности заниматься контролем профессионально и эффективно, зато создают симулятор со своим штатом внутри самой исполнительной власти».

Член ульяновского оппозиционного движения «За достойную жизнь» профессор Исаак Гринберг уверен, что с коррупцией сможет бороться только развитое гражданское общество. «И важнейшей составляющей гражданского общества является оппозиция, – говорит профессор. – Но у нас гражданского общества нет, а любой оппозиционер сразу называется врагом».

Сергей Титов, Ульяновск