Открылся клуб иного кино. Каждые две недели любой желающий сможет посмотреть фильмы, к которым неприменимо понятие «популярный». Правильнее будет назвать их «культовыми».

Организовал все местный генератор альтернативного культурного пространства, создатель ульяновского «театра абсурда» Паша Солдатов («Вестник» недавно писал о его последнем спектакле). Проект «Иное кино» предполагает не просто просмотр фильма в учебной аудитории педуниверситета в компании преподавателей с кафедры русского языка (как было на первом сеансе), но и авторский Пашин «пролог», когда он вводит всех в курс дела, и обсуждение увиденного по окончании картины. Нечто подобное можно было увидеть на Первом канале в полуночном ток-шоу Александра Гордона «Закрытый показ».

Первым фильмом, продемонстрированным в рамках проекта «Иное кино», стала лента Кирилла Серебрянникова «Изображая жертву» — экранизация культовой пьесы братьев Пресняковых. Что интересно, на премьере этого фильма в московском кинотеатре присутствовали семь человек. К чести Павла Солдатова, в аудиторию №444 корпуса педуниверситета на Венце пришло чуть больше зрителей – около десяти.

Последние веяния столичной театральной моды если и доходят до Ульяновска, то с существенной задержкой. И если образованный москвич, заслышав фамилию Пресняковых, скорее всего ассоциирует ее с братьями-писателями, а не с начинающими уходить в забвение поп-певцами, то в провинции ситуация принципиально иная. Преломить ее не смогли даже сами театральные бунтари-братья, в прошлом году выступавшие на сцене драмтеатра с гастролями. А ведь продукция, которую предлагает нам команда создателей спектаклей в МХТ им. Чехова и фильмов вроде «Изображая жертву», действительно стоит внимания. Это и впрямь нечто иное. Иное, нежели мы привыкли. Иное, нежели то, чем нас кормят с экранов телевизоров и кинотеатров.

Вкратце о сюжете: молодой человек по имени Валя занимается тем, что на следственных экспериментах играет роль жертвы преступления. Помимо работы у него есть девушка, есть мать-вдова, которую добивается брат ее мужа, Валиного отца. Отношения между главным героем и его подругой нельзя назвать серьезными, равно как и профессию персонажа. Заканчивается все тем, что Валя убивает свою мать, дядю и девушку, накормив их неправильно приготовленной рыбой фугу. По задумке авторов, в образе главного героя находит свое воплощение жизненная позиция современного молодого человека (фильм, кстати, — первый проект предполагаемой серии «Герой нового времени», как сказано на официальном сайте картины). Кульминация произведения – монолог капитана милиции, который он произносит в ходе очередного следственного эксперимента, проводимого в японском ресторане. Подозреваемый объясняет, как он убил своего товарища. Причина-то совсем пустяковая, однако погиб человек. У капитана случается нервный срыв, офицер милиции разражается тирадой, вставляя через каждое слово два нецензурных междометия. Обличительный пафос сводится к одной мысли, которую, если перефразировать персонажа, можно выразить так: молодое поколение понимает: для того, чтобы их не трогали, чтобы к ним не предъявляли никаких требований, нужно притворяться. Не быть, а изображать бытие.

Последняя сцена сугубо философична: отец и Валя плывут в лодке посреди моря. Отец сбрасывает сына в воду, отталкивает его от суденышка. Валя барахтается в воде.

После просмотра преподаватели, студенты и просто гости клуба обсуждали увиденное. Аудитория не сошлась в вопросе, можно ли назвать Валю «героем» нашего времени. Проводились аллюзии с Печориным, с Гамлетом (в фильме очень много реминисценций из произведения Шекспира). Надо сказать, спор был достаточно жарким, вполне достойным ток-шоу Центрального телевидения. Впрочем, каждый остался при своем мнении. И задумался тоже каждый. Но факт, что фильм снят безукоризненно и по праву претендует на то, чтобы называться настоящим произведением искусства, признали все собравшиеся.

Вряд ли работа Пресняковых и компании может вызвать светлые чувства, помимо сугубо эстетического и интеллектуального наслаждения. Думаю, никто из участников дискуссии не пожалел, что пришел в аудиторию №444 в этот день. Теперь они с нетерпением ждут очередного сеанса «Иного кино», который состоится уже на следующей неделе, в четверг, в 16.00, на том же месте. Будет показан фильм Сергея Потемкина «Город без солнца». Приглашаются все желающие посмотреть, подумать, обсудить.