Станислав Назаров
В Ульяновске средством обогащения стала историческая земля в центре города. “Родину Ленина” распиливают на участки
В Ульяновске средством обогащения стала историческая земля в центре города. “Родину Ленина” распиливают на участки. Пользуясь тем, что границы заповедника четко не определены, дельцы присваивают себе драгоценные гектары. У бывшего Симбирска названия уже не осталось, а скоро может не остаться и территории.
Ульяновск сегодня – это единственный город в России, внутри которого параллельно существует другой, исторический город: целые улицы и кварталы XIX века, купеческие усадьбы, где проводят литературные вечера, а в некоторых до сих пор живут потомки владельцев, действующие дореволюционные “супермаркеты” и даже фотосалоны того времени. Здесь до сих пор можно увидеть людей в одежде начала прошлого века – и это не актёры: так уж повелось, что музей в Ульяновске не может быть просто музеем. “Мы не только показываем дом, но и воссоздаём всю усадебную территорию, то есть у гостей возникает правильное впечатление, как выглядел город на самом деле”, – поясняет Ирина Кутова, заместитель директора по научной работе Государственного историко-мемориального заповедника “Родина В.И. Ленина”.
Несколько месяцев назад по всему Ульяновску стали появляться многочисленные растяжки и рекламные щиты “Продажа земли в центре”. На исторических улицах появились новые хозяева, а у них – новые планы развития центральной части города. Под угрозой исчезновения оказались не только исторические кварталы, но и большая часть мемориальной улицы, где и находится федеральный заповедник. “Если мы сражаться не будем, если мы не скажем людям, что нас пытаются уничтожить, – уйдёт и уничтожат, и никто не вспомнит”, – считает директор заповедника Александр Зубов.
Из-за отсутствия юридических границ исторического центра власти не могут остановить начавшийся делёж земли. С юридической точки зрения можно строить даже в приусадебных дворах: ведь это уже не заповедник, и земля здесь принадлежит городу. “Город только выиграет от этого. Потому что вместе с новой застройкой идет реконструкция сетей, канализация, водопровод, электроснабжение. То есть это только благо для города, если строители будут в том числе и в центре города строить”, – уверен директор строительной компании Дмитрий Плохеев.
В комитете по охране культуры области предлагают узаконить право исторического центра на существование с помощью придания ему статуса достопримечательного места. Однако новые правила охраны памятников застряли в бюрократических коридорах. “Дирекция заповедника настаивает на том, что у них 174 гектара земли. Но нам необходимо выявить юридическое обоснование этих границ. Мы этого не имеем. А в отсутствии юридических границ получается правовой вакуум”, – констатирует Шарпудин Хаутиев, председатель комитета по охране объектов культурного наследия правительства Ульяновской области.
Пока чиновники разбираются с площадью и юридическим статусом заповедника и прилегающих к нему территорий, в нотариальных конторах продолжаются сделки купли-продажи земли. И точечная застройка современного города постепенно отвоёвывает всё новые метры и гектары у исторического города.
Для Ульяновска центральные улицы и кварталы – больше, чем только родина великого революционера: это музей под открытым небом русского деревянного зодчества конца XIX века. С уходом этих ленинских мест, по сути, уходит и целая эпоха, когда рушилась и создавалась вновь большая империя.
Внимательный
Вакуум не в праве, а в совести. Растащили уже все, взялись за историческую память, которая к несчастью для нее оказалась связанной с очень ценным имуществом. И все это под аккомпанемент болтовни о воспитании патриотизма и развитии туризма. Отправить бы этих болтунов куда нибудь с билетом в один конец…
Юстас
А где любимец Губа "загададочный" министр туризма? Обещал не менее 100 тысяч туристов в год еще несколько лет назад.
Возмущённый
Большего предательства исторической памяти в нашем городе ещё не было. Госархив будет постепенно уничтожен, так как документы раньше лелеяли, а сейчас на них наплевали, причём всенародно. Исторический центр уничтожат, так как заступиться за него, кроме дирекции заповедника "Родина Ленина" некому. И станет наш город городом стяжателей, дельцов, варваров, похлеще тех, кто описан в "Губернской фотографии" Минаева. Такое впечатление, что в городе нет патриотически настроенного хозяина, депутатов, которые много говорили о любви к городу, о сохранении памятников культуры и истории. Все, кто может остановить бемпредел, молчаливо наблюдают за уничтожением исторических ценностей. На этом фоне трудно воспитывать у подрастающего поколения патриотизм и духовность. Слишком много отрицательных примеров у нашей молодёжи.
Владимир
Зачем беречь что есть? Вас не запомнят. Гораздо проще построить новую огромную церковь… вот это поступок. К сожалению наш город повторяет судьбу Москвы…
Культработник
Да нет, даже и огромную новую церковь у нас, к сожалению, строят не те, кто рушит памятники, а совсем другие люди, которые только и делают, что СТРОЯТ. А вот те, кто рушат, только и делают, что РУШАТ! Не надо нам ни исторического центра, ни беседки Гончарова, – все просто ПЛЕВАЛИ на культурный потенциал региона в угоду бизнесу. Город "стяжателей и дельцов"? Но ведь и тем нужны какие-то нетронутые культурные образцы, хотя бы для того, чтобы грамотно "стяжать" и "делячить" (вспомните меценатствующее русское купечество). – Нет, речь уже может идти о городе убогой безгласной черни, покорного и зависимого быдла, воспитанного в духе безыскусных памятничков-новоделов с функцией воспитания масс в нужном русле, толпы, оторванной от подлинного наследия и довольствующейся навязанными сверху эрзацами, идолами-муляжами, НИКАКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ДУХОВНОСТИ В СЕБЕ НЕ НЕСУЩИМИ. Как говорится, в темноте – да в послушании… А зачем всем подряд знать и видеть Настоящее?! Достаточно, если его видели Те, кому надо…
И вы хотите, чтобы мы оставались жить и работать в Ульяновске? Да быстрей бежать отсюда надо! Какие перспективы у нас, молодых? Военные училища закрывают, в вуз не попадёшь,культуру рушат, интеллигенцию на задворки отодвигают, учителей унижают, процветают те, кому на культуру наплевать. Одни торговые центры по всему городу наставили да цветочные чучела. Мы бы с радостью остались в родном городе, но и нам, наверное, здесь места не будет.
Купцы-меценаты от теперешних бизнесменов-разрушителей отличались своей осведомлённостью в вопросах культуры и искусства. И деньги свои они тратили на развитие культуры сами, а не под давлением общества. А тут ведь как престижно – жить в исторической части города, в доме, например, рядом с музеем народного образования! Вышел – тут тебе и воздух, и музей фотографии рядом, и музей Ленина, и Я!!!