Станислав Назаров

В Ульяновске средством обогащения стала историческая земля в центре города. “Родину Ленина” распиливают на участки

В Ульяновске средством обогащения стала историческая земля в центре города. “Родину Ленина” распиливают на участки. Пользуясь тем, что границы заповедника четко не определены, дельцы присваивают себе драгоценные гектары. У бывшего Симбирска названия уже не осталось, а скоро может не остаться и территории.

Ульяновск сегодня – это единственный город в России, внутри которого параллельно существует другой, исторический город: целые улицы и кварталы XIX века, купеческие усадьбы, где проводят литературные вечера, а в некоторых до сих пор живут потомки владельцев, действующие дореволюционные “супермаркеты” и даже фотосалоны того времени. Здесь до сих пор можно увидеть людей в одежде начала прошлого века – и это не актёры: так уж повелось, что музей в Ульяновске не может быть просто музеем. “Мы не только показываем дом, но и воссоздаём всю усадебную территорию, то есть у гостей возникает правильное впечатление, как выглядел город на самом деле”, – поясняет Ирина Кутова, заместитель директора по научной работе Государственного историко-мемориального заповедника “Родина В.И. Ленина”.

Несколько месяцев назад по всему Ульяновску стали появляться многочисленные растяжки и рекламные щиты “Продажа земли в центре”. На исторических улицах появились новые хозяева, а у них – новые планы развития центральной части города. Под угрозой исчезновения оказались не только исторические кварталы, но и большая часть мемориальной улицы, где и находится федеральный заповедник. “Если мы сражаться не будем, если мы не скажем людям, что нас пытаются уничтожить, – уйдёт и уничтожат, и никто не вспомнит”, – считает директор заповедника Александр Зубов.

Из-за отсутствия юридических границ исторического центра власти не могут остановить начавшийся делёж земли. С юридической точки зрения можно строить даже в приусадебных дворах: ведь это уже не заповедник, и земля здесь принадлежит городу. “Город только выиграет от этого. Потому что вместе с новой застройкой идет реконструкция сетей, канализация, водопровод, электроснабжение. То есть это только благо для города, если строители будут в том числе и в центре города строить”, – уверен директор строительной компании Дмитрий Плохеев.

В комитете по охране культуры области предлагают узаконить право исторического центра на существование с помощью придания ему статуса достопримечательного места. Однако новые правила охраны памятников застряли в бюрократических коридорах. “Дирекция заповедника настаивает на том, что у них 174 гектара земли. Но нам необходимо выявить юридическое обоснование этих границ. Мы этого не имеем. А в отсутствии юридических границ получается правовой вакуум”, – констатирует Шарпудин Хаутиев, председатель комитета по охране объектов культурного наследия правительства Ульяновской области.

Пока чиновники разбираются с площадью и юридическим статусом заповедника и прилегающих к нему территорий, в нотариальных конторах продолжаются сделки купли-продажи земли. И точечная застройка современного города постепенно отвоёвывает всё новые метры и гектары у исторического города.

Для Ульяновска центральные улицы и кварталы – больше, чем только родина великого революционера: это музей под открытым небом русского деревянного зодчества конца XIX века. С уходом этих ленинских мест, по сути, уходит и целая эпоха, когда рушилась и создавалась вновь большая империя.