11 ноября в Ульяновском областном театре драмы открылся II Всероссийский театральный фестиваль «Герои Гончарова на современной сцене».

Начало новой культурной традиции, положенной в прошлом году, получило продолжение. Именной Гончаровский фестиваль работает в русле русского психологического театра. Это позволяет обогатить наши представления о творчестве земляка-писателя, других литераторов, живших с ним в одну эпоху.

Благодаря фестивалю ульяновская публика имела редкую возможность познакомиться с двумя вариантами «Обломова». Свой взгляд на это бессмертное произведение с мировой славой представили артисты Пермского молодежного театра «Новая драма» (12 ноября) и Воронежского камерного театра (13 ноября). За основу оба театра взяли пьесу «Облом`оff», написанную по мотивам романа Гончарова Михаилом Угаровым. В последние лет десять спектакли по ней с успехом идут в столичных и провинциальных театрах России.

А на открытии фестиваля давали «Обыкновенную историю», поставленную в нашем театре. Премьера этого спектакля, завершившего уникальную для театрального мира трилогию по гончаровским романам в Ульяновском театре драмы, уже прошла в сентябре на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге.

Молодой режиссер из Москвы Денис Кожевников, работавший под художественным руководством своего педагога – народного артиста России Леонида Хейфеца, подчеркнул современность самого первого из романов классика. И по нынешним временам – обыкновенная история: молодой человек с романтическими представлениями о жизни отправляется покорять столицу, его юношеские идеалы рушатся, и он становится таким, как все…

В роли молодого артистичного Александра Адуева раскрыл свой талант такой же молодой Денис Ярыгин. Он уверенно провел своего героя через все метания души и разочарования. Зрительный зал страдал вместе с ним, роняя слезы в самые трогательные моменты, верил и не хотел верить его превращению в бездушного, расчетливого карьериста, готового «жениться на деньгах».

Под пение Всенощного бдения Сергея Рахманинова режиссер «хоронит» живую душу молодого Адуева. Зато возрождается, освобождаясь от прагматизма, душа оппонента Александра – его дядюшки Петра Ивановича Адуева. Эту роль сыграл артист Сергей Кондратенко. Сухой менторский тон его персонажа к финалу смягчается, раскрываются внутренние засовы, приходит понимание, что есть вещи поважнее, чем высокая должность, завод, прибыль. Но не слишком ли поздно?..

На высоте, впрочем, был весь актерский состав, благодаря которому спектакль прошел на едином дыхании. И массовка была впечатляющей, особенно, когда молодые актеры изображали чиновничью машину со столами, бесконечными папками, бумагами, их перекидыванием от одного бюрократа к другому. Как это перекликается с тем, что мы подчас наблюдаем и в веке ХХI-м!..

Невозможно не отметить сценографию Е. Ефима с великолепными конями Клодта, Медным всадником, Александрийским ангелом. Развеваются паруса готовых к отплытию фрегатов, но поворачивается сцена, и они превращаются в занавеси дома, где душно и тягостно пребывать живой душе и так хочется вырваться на свободу.

Ирина Морозова