«Три машиниста в семье – это перебор», – полушутя – полусерьезно поговаривают иной раз работники стальной магистрали. Но для Виктора Ефтова и его сыновей такие разговоры только тешат душу
Глава семьи Виктор Ефтов – железнодорожник старой закалки. Таким людям дважды повторять не приходится – сказал, как отрезал. Поэтому мое напоминание о намеченной встрече (а вдруг забудет?) выглядело, по меньшей мере, нелепо. Подумалось, что на таких вот умудренных опытом людях и держится железная дорога.
– А знаете, почему раньше на железной дороге не было никаких проблем с текучестью кадров? – спросил Виктор Петрович, словно прочитал мои мысли. – Люди работали здесь, в основном, деревенские, жили в общежитии, и перебегать на соблазнительные барыши городских предприятий им смысла не было. Приведу пример: из 50 человек моего набора в 1966 году в локомотивное депо Ульяновск лишь трое были городскими жителями. Поэтому все проработали до пенсии, а некоторые, как и я, работают до сих пор. И никакие трудности их не сломают.
Трудно поспорить со словами опытного машиниста. Сам он уже шестой год на пенсии и продолжает работать в локомотивном депо Ульяновск. Таких, как Ефтов, в локомотивном депо 35 человек, и именно они являются гордостью и эталоном профессионализма на предприятии.
– Работаю на пассажирских поездах, – говорит Виктор Ефтов, – но приходится водить и грузовые. Задействован по трем основным направлениям: на Сызрань, Бугульму, Цильну.
Единственная проблема упирается в технику. Пора ей, видимо, как и нам, на пенсию.
Оба сына Виктора Ефтова, Максим и Илья, пошли по стопам отца и работают в локомотивном депо Ульяновск помощниками машиниста. Илья весной собирается «обкатываться» на машиниста.
У всех троих одинаковый путь в профессию: школа в Майнском районе Ульяновской области, служба в армии, Ульяновский техникум железнодорожного транспорта. Максим работает в депо с 2001 года, хорошо разбирается в технике, по характеру человек спокойный.
Илья работает помощником машиниста с 2003 года. Он накопил опыт работы еще в армии, где служил в железнодорожных войсках. Оба брата работают на грузовых поездах.
– Труднее всего поначалу приходилось матери, – говорит Илья. – Из-за разных графиков нашей работы она крутилась на кухне, как белка в колесе. Теперь я получил отдельное жилье, и, надеюсь, матери станет немного полегче.
Рядом с отцом сыновья держатся чуть строже и по всему видно их уважительное к нему отношение.
– Пошли на железную дорогу только благодаря отцу, – подтверждает Максим. – Нам есть у кого поучиться и на кого равняться. Отец – настоящий профессионал своего дела, имеет в своем послужном списке немало наград, в том числе и знак «Почетный железнодорожник». Он был востребован и в прошлые годы, и сейчас.
Автор: Александр Савенков