Не знаю, повлияли ли как-то на решение проблем финансирования строительства нового волжского моста в Ульяновске мои публикации в блоге, но могу доложить читателям, что кое-что тут резко изменилось. Ранее у Министерства транспорта было мнение, что федеральный бюджет должен платить только за сам мост, а вот подъездные пути к мосту и обходные дороги, которые должны составить собой фактически новую трассу от Москвы до Урала, а также разводку в сторону Казани, Чебоксар и Саранска, перекладывались на местный ульяновский бюджет. Теперь министерство согласилось, что и подъездные пути надо финансировать из федерального бюджета.

Известно об этом стало 18 ноября на пресс-конференции А.Пинкова. Вот приглашение от пресс-службы губернатора на это мероприятие:

Приглашение для СМИ.

18 октября в 12.00 в приёмной Первого заместителя председателя Правительства Ульяновской области Александра Пинкова (к. 221, здания Правительства УО) состоится брифинг по итогам его командировки в г. Москву. В частности, Александр Петрович расскажет о выделении финансовых средств на завершение строительства первого пускового комплекса первой очереди мостового перехода через р. Волга в г. Ульяновск, а также программе глубокой модернизации самолета «ТУ-204 СМ» и создании на ЗАО «Авиастар-СП» новой версии широкофюзеляжного самолета для пассажиро- и грузоперевозок. Приглашаются представители СМИ.

Я, к сожалению, из-за болезни на неё не попал, потому рассказываю про всё это, опираясь на сообщения местной прессы. А сообщения таковы. На дороги и транспортные развязки деньги федеральный бюджет даст. Жаль только, что основная часть работ по строительству дорожной инфраструктуры, превращающей новый мост в производительный ресурс, заложена в планах на 2011 – 2015 годы.

Моя настырность в этом деле продиктована обыкновенной государственной расчётливостью. Я уже писал о том, любые траты государства приобретают общественно полезный смысл только тогда, когда объект начинает эксплуатироваться в полную силу. Вот подумайте – только в текущем году на строительстве этого моста освоено почти 7 миллиардов народных рублей. А мост находится в строительстве – при разных объёмах его финансирования – 20 лет. То есть деньги, вкладывавшиеся все 20 лет, включая и нынешние 7 миллиардов, и почти 4 миллиарда, запланированные на 2009 год, все эти годы и до полного окончания строительства – заморожены. Они изъяты из обращения, на них куплены материалы, энергия и проч., они вложены в мост, но не дают пока никакой пользы стране. Именно такие расходы создают непроизводительный фон для роста текущей и многолетней инфляции, наряду с военными расходами и тратами на управленческий аппарат. Они станут давать пользу стране, то есть – заработают – только после выхода моста на проектную пропускную мощность. А это произойдёт только тогда, когда все подъездные и объездные пути, включая и несколько участков новых дорог, будут построены и сданы в эксплуатацию.

Ещё раз: такого рода объекты, как этот мост, строятся по нескольку лет. Все годы строительства государство только вкладывает (тратит) деньги, не получая на рынок ни товаров, ни услуг. Поясню: мост сам, конечно, товары и услуги не производит, если только его не сделать платным. Но он увеличивает количество и качество товаров и услуг на рынке опосредованно, за счёт улучшения условий бизнеса. Чем раньше мост начнёт работать в полную мощь, тем раньше улучшатся условия бизнеса и раньше на рынок поступят дополнительные товары.

У финансистов, обычно, на генетическом уровне проявляется стремление объять необъятное, профинансировать все объекты и статьи расхода, но понемногу – размазать деньги. Если нормативный срок строительства моста пять лет, сметная стоимость его огромна, то они стремятся его ограничить, дать не всё, а «сэкономленные» деньги пустить на латание каких-то других дыр. В итоге мост строится не пять лет, а десять, или даже двадцать, как в Ульяновске. Они не понимают, поскольку не экономисты, а финансисты, что лучше для страны напрячься, оставить пока какие-то дыры, но построить мост даже и не за пять нормативных лет, а за три года, но пустить его, чтобы замороженные в нём деньги стали рабочими. А уж потом, освободив бюджет от этой обузы, заняться заброшенными на время дырами.

В итоге политики размазывания денег получается ни себе, ни людям. Важные для инфраструктуры объекты мусолятся годами и десятилетиями, не принося пользы, а лишь вредя, но зато отчёты красивы – всем сёстрам досталось хоть по кусочку серьги.

Вот и здесь, с этой пресловутой «второй очередью первого пускового комплекса». Лучше напрячь все финансы страны и, параллельно с доработкой самого моста, в течение 2009 года соорудить все подъездные, объездные и дополнительные дороги и к 2010 году отвязаться от этого долгостроя, чем тянуть резину до 2015 года. Если в 2010 году сдать и мост, и дороги, то весь транзитный поток устремится на мост, не мешая ни друг другу, ни городу и области, принося пользу стране. Иначе в 2010 году по мосту пойдёт тоненькая струйка машин, которая будет иметь только местное значение – рокадного моста по отношению к старому, послевоенному мосту. Эта струйка не станет той истинной пользой, какую должен приносить мост на самом деле.

Реально ли построить все дороги, связанные с этим мостом, в 2009 году? Реально. Надо дать сюда деньги, технику и мастеров (прорабов). В качестве рабочей силы можно использовать военизированные строительные отряды из Северной Кореи, если заключить с правительством КНДР соответствующее соглашение. Корейцы – люди дисциплинированные, целеустремлённые, организованные, старательные. Они не создадут никакого напряжения в регионе, если к ним не подпускать хулиганов и идиотов типа скинхедов. Они приедут, построят то, о чём договаривались, и уедут. Они здесь не осядут, как неорганизованные китайцы или вьетнамцы. Они не потребуют и слишком много денег. В то же время, немалое количество корейцев у нас смогут заработать, тем самым мы спасём очень многие их семьи от голода, который постоянно им там угрожает. Надо же не забывать, что мировой кризис коснётся и Кореи, и у них он пройдёт с более опасными последствиями, чем у нас. Тут бы и себе помочь во время этого кризиса, и им.

Кстати, я бы предложил отремонтировать и достроить дороги на Дальний Восток, чтобы соединить автомобильным транспортом Западную Сибирь с Владивостоком, с помощью таких военизированных корейских и китайских отрядов. Если заключить межправительственные соглашения, то опасности эти отряды никакой представлять не будут. Более того, они будут для нас более удобными, чем любые иные методы строительства. Просто потому, что такие отряды будут изолированными от воров, бандитов и мафии. Они будут просто работать, зарабатывать. Они не смогут воровать, если, конечно, их к тому не принудят наши «специалисты» из числа прорабов и руководителей строительных участков. Они построят свои участки дороги и уедут так же организованно, как и приехали.

Борьба с кризисом, это ускоренный пуск в эксплуатацию всех долгостроев. Это продажа всех брошенных зданий для достройки. Это продажа нерентабельных производств. Это, кстати, строительство социальных предприятий для инвалидов – слепых, глухих, для тех, у кого есть проблемы с двигательным аппаратом. Им в условиях кризиса будет труднее всех.

Даёшь мост и дороги в Ульяновске к 2010 году!