Сегодня перед образованием стоят качественно новые задачи. Но могут ли школы приступить к их выполнению, если не решатся старые проблемы? Ответ очевиден.
Большинству школ Ульяновска сегодня требуется капитальный ремонт. Это и не удивительно, ведь даже самая «новая» из них была построена больше десяти лет назад, а в конце девяностых образовательные учреждения толком не ремонтировались из-за недостатка средств.
Каждый из депутатов Ульяновской Городской Думы год от года помогает школам в подготовке к 1 сентября. Но и сегодня в городской парламент поступает большое количество обращений. Так, в школе №13 необходимо заменить окна в спортивном зале, в школе №78 – привести в порядок бассейн, в школе №37 – актовый зал, а кровлю нужно менять в каждой второй школе.
Проблема возникла не вчера, и уходить от ее решения значило бы только обострять ситуацию. Поэтому депутатская группа «Единой России» в Думе, рассматривая бюджет города на 2009 год, более чем ясно обозначила свою позицию – выделить по одному миллиону на каждую школу. Это требование парламентарии намерены отстаивать во что бы то ни стало.
Николай Денисов, депутат Ульяновской Городской Думы:
– Эти деньги для учреждений образования пришлись бы очень кстати. Даже в школах Нового города, которые построены позже, уже требуется ремонт – где замена системы отопления, где замена окон… Кстати, от этого напрямую зависят безопасность и здоровье учеников.
Нина Жидкова, председатель Комитета по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Ульяновской Городской Думы:
– Могу сказать одно: много лет школам практически не выделялись средства. Поэтому сегодня без помощи города они не смогут выполнить самые элементарные требования. Например, как можно сохранить тепло в помещении при неисправной кровле и старых оконных рамах? Не говоря уже об оборудовании классов. Поэтому мы считаем, что школам нужен не косметический ремонт, а основательный.
«Демографический провал» добавил образованию новых трудностей. Количество учеников резко сократилось. Сегодня в Ульяновске количество детей школьного возраста составляет 51 тысячу, в то время как образовательные учреждения рассчитаны на 85-90 тысяч. Есть городские школы, в которых на данный момент обучаются порядка 200 детей. С переходом образования на нормативно-подушевое финансирование такая ситуация стала крайне невыгодной, и в первую очередь -для самих образовательных учреждений. Нередко получается, что две соседние школы, каждая из которых загружена наполовину, несут расходы по содержанию зданий, оплате коммунальных услуг и административного персонала. Большая роскошь в условиях нехватки бюджетных средств. С другой стороны, можно вспомнить, чем обернулось для города повальное закрытие детских садов. Поэтому вопрос по каждой «малокомплектной» школе прорабатывается детально и звучит теперь по-другому – не «как закрыть?», а «как сохранить?».
Один из вариантов – разместить под одной школьной крышей общеобразовательные учреждения и центры детского
творчества, либо, например, подростковые клубы, спортивные секции или даже детские сады. Такая работа уже ведется, В частности, лицей при техническом университете теперь находится в школе №4, которую чуть было не закрыли из-за недостатка учеников. А библиотека №12 из полуаварийного здания на улице Ленинградской переехала в более комфортные условия и делит площади с детской школой искусств №2.
Что же касается детских садов в школе, то пока против этого категорически выступает СЭС, да и перестраивать школу под детский сад очень дорого.
Надо сказать, что депутаты Городской Думы совместно с исполнительной властью в течение трех лет занимаются вопросами восстановления и оптимизации сети образовательных учреждений. Как результат, восстановлена школа №46, удалось отреставрировать гимназию №33, а в этом году большие средства были направлены на ремонт школы №10. Последняя находилась в таком состоянии, что летом ее отказывалась принимать комиссия.
Параллельно с этим велась работа по оптимизации сети образовательных учреждений. Особое внимание уделялось вопросу возвращения зданий бывших детских садов дошкольникам. Например, совсем недавно в стенах детского сада №72 размещался центр детского творчества. А теперь здесь завершаются ремонтные работы, и в скором времени садик смогут посещать малыши. Не забыты и прежние обитатели здания. Центр детского творчества ждёт ребят по новому адресу: ул. Рябикова, 55, где находился районный отдел образования.
– Нужно преодолеть межведомственную разобщенность и с помощью ресурсов, которые мы имеем, решать проблемы населения. В то же время оптимизация должна проходить без вреда для системы образования, чтобы от этого не страдало качество. Перед нами стоит задача – сохранить здания школ, чтобы при необходимости они могли быть использованы по назначению. При этом надо понимать, что есть ветхие школы, восстанавливать которые нет смысла, их нужно передавать в казну для последующей продажи, а деньги направлять на восстановление других. Также в новых микрорайонах, таких как Запад-1, необходимо сразу планировать строительство новых, современных образовательных учреждений, – отметил заместитель председателя Ульяновской Городской Думы, кандидат педагогических наук Сергей Кузьмин.