Заказ «Волги-Днепра» позволит начать серийное производство уникального самолета
Несмотря на заявления руководства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) о необходимости возобновления производства лайнеров Ан-124 «Руслан», авиакомпании до сих пор не получили подтверждения того, что самолеты будут реально производиться. Ранее вопрос возобновления производства упирался в наличие твердых заказов. Как стало известно РБК daily, крупнейший оператор лайнеров данного типа авиакомпания «Волга-Днепр» подала в ОАК заявку, в которой просит продать ей до 2027 года сорок Ан-124.
«Волга-Днепр» вновь подтверждает свою заинтересованность в уникальном грузовом самолете. «Понимая необходимость формирования достаточного стартового заказа и его устойчивого финансирования, предлагаем увеличить заказ Ан-124-100 М-150 с 12 до 40 самолетов в период с 2011 по 2027 год. Предложенные вами цены сформированы исходя из действующих технических условий на поставку Ан-124 и не учитывают технических требований ГРК «Волга-Днепр» и размеры заказа», — отмечается в письме президента авиакомпании «Волга-Днепр» Алексея Исайкина (оно имеется в распоряжении РБК daily) в адрес ОАК. В соответствии с письмом, авиакомпания просит поставить ей 20 самолетов с 2011 по 2020 год (по два лайнера в год), еще столько же лайнеров с 2021 по 2027 год (по три в год). Авиакомпания также призывает ОАК провести переговоры с Внешэкономбанком, который предварительно выражал заинтересованность в данном проекте.
Заказ на 40 лайнеров взялся не случайно. Как рассказывал в интервью РБК daily президент ОАК Алексей Федоров, корпорация заинтересована в возобновлении серийного производства самолета такого типа. «Однако для возрождения серийного производства «Руслана» необходим твердый стартовый заказ на 40—50 машин», — говорил ранее Алексей Федоров. Это же количество самолетов содержится и в бизнес-плане по возобновлению производства самолетов Ан-124 «Руслан» Ernst & Young. Как информировал РБК daily член правления ОАК Виктор Ливанов, сегодня спрос на самолеты составляет 71 лайнер до 2030 года. По расчетам специалистов Ernst & Young, на восстановление производства потребуется 3—4 млрд руб. Стоимость нового Ан-124 сегодня составляет 150—160 млн долл.
Помимо авиакомпании «Волга-Днепр» лайнеры нужны и другим перевозчикам. Два Ан-124 может купить авиакомпания «Авиалинии Антонова», а еще на три подписать опцион. Десять самолетов готова купить российская авиакомпания «Полет» и заключить опцион еще на десять лайнеров. «Чем быстрее самолеты поступят в авиакомпанию, тем перевозчикам будет лучше. Нам хоть завтра давайте», — говорит РБК daily гендиректор АК «Полет» Анатолий Карпов. «Вопрос поднимался в сентябре в Ульяновске на совещании по вопросам производства гражданских судов. В итоговый протокол этот вопрос не попал, решение по возобновлению производства будет принято позже», — сообщает официальный представитель ОАК Константин Лантратов.
Эксперты продолжают настаивать на том, что рынку необходимо 100—150 лайнеров такой вместительности. «Я удивлен теми сверхконсервативными оценками, которые дают российские организации, они носят более перестраховочный характер. Рынку надо 100—150 машин. Представить ситуацию, если бы завод сделал самолет и на него не нашлось бы покупателей, просто невозможно», — говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, этот самолет нужен для того, чтобы удовлетворить постоянно нарастающую потребность в контрактах по перевозке крупногабаритных грузов в миротворческих миссиях. «Также его можно рассматривать как элемент в технологической цепочке, в первую очередь в авиастроении и космонавтике», — отмечает эксперт. По его словам, рынок, который ежегодно растет в денежном эквиваленте на 10—12%, способен принимать два-пять самолетов в год.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ