Контроль над ее заводом в Ульяновске получат ВЭБ и область
Банкротство американского производителя легких самолетов Eclipse не помешает компании построить завод в Ульяновске. Но контроль над ним получат ВЭБ, который даст на проект 5 млрд руб., и областная администрация. Эксперты считают, что государство получило контроль над выгодным проектом за небольшие деньги.
Вчера Eclipse Aviation Corp. сообщила, что объявила о собственной несостоятельности и подала заявление по статье 11 американского кодекса о банкротствах, предполагающей банкротство без ликвидации компании. Как сообщает Wall Street Journal, основной акционер Eclipse Aviation, люксембургский холдинг ETIRC уже объявил о намерении выкупить активы своей дочерней компании и не останавливать производство самолетов Eclipse. Финансирование компании, помимо ETIRC, пообещали обеспечить ее кредиторы.
В феврале этого года Eclipse начала в Ульяновске строительство завода, с которого планировала поставлять самолеты в Европу и в перспективе на российский рынок. В Eclipse “Ъ” вчера сказали, что изменений в ходе реализации проекта в связи с банкротством не будет. Эту информацию “Ъ” подтвердил заместитель председателя правительства Ульяновской области Дмитрий Рябов, который добавил, что контроль над заводом получит не ETIRC, а государство: 25% плюс одна акция достанется Внешэкономбанку, еще 25% — Ульяновской области, и только остальные акции — ETIRC. Окончательное решение о выделении 5 млрд руб. на финансирование проекта будет принимать кредитный комитет ВЭБ на следующей неделе. Господин Рябов не стал уточнять, когда было принято решение о структуре акционеров компании и почему Eclipse не получит в нем контрольного пакета акций, предположив лишь, что это может быть связано с необходимостью увеличения финансирования со стороны ВЭБ (первоначально проект оценивался в $150 млн).
Американская Eclipse Aviation выпускает около 1000 самолетов в год. Основана бывшим менеджером Microsoft Верном Раберном. Основной акционер — голландский венчурный фонд ETIRC B.V. Самолет Eclipse 500 относится к новой категории — VLJ (Very Light Jet). Стоимость самолета — $1,6 млн, самолет способен садиться на грунтовые аэродромы.
Несмотря на то что контролирующим акционером завода будут российские госструктуры, судьба проекта все равно полностью зависит от способностей новой команды и собственников Eclipse вытащить предприятие из беды, полагает глава аналитической службы агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев, отмечая, что компания очень серьезно отстает по графику выпуска самолетов. Но если проект удастся реализовать, он может стать выгодным, считает гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. “Инвестиции рискованные, но потенциально очень интересные”,— говорит эксперт. По его мнению, у России и в частности у ВЭБа есть гипотетическая возможность воспользоваться преимуществами кризиса и получить весь проект и технологии Eclipse за “относительно небольшие деньги”. Но Олег Пантелеев предупреждает, что если экономический кризис и объективный спад спроса не слишком затянется, то рассчитывать на появление высокого спроса на легкие самолеты Eclipse 500 в России можно будет только лет через пять. “Нужно не только построить производственную площадку, но и подготовить инфраструктуру аэропортов к работе с такой техникой”,— добавляет аналитик.
Петр Ъ-Мироненко, Алексей Ъ-Екимовский