Если серьезный разговор заходил о проблемах пассажирских перевозок в Ульяновске, чиновники мэрии отсылали всех к концу года, когда появятся результаты работ Московского автодорожного института по изучению состояния сложившейся транспортной системы.

И вот 14 ноября в колонном зале облправительства прошла презентация проекта под названием «Разработка рекомендаций по совершенствованию городского общественного пассажирского транспорта г.

Ульяновска». Представлял проект отчета от научной группы доктор наук Немчинов. Нужно отдать должное, красивых замечаний, слов, понятий, обобщений, схем, графиков и выводов было много. Вот некоторые из них.

Только 50 процентов улиц Ульяновска способны беспрепятственно пропускать через себя существующий транспортный поток. Хоть возможности центральной части уже исчерпаны, но резервы все же есть. В красных линиях отдельные улицы частной застройки достаточно широки и могут взять на себя транспортную нагрузку. Необходимо только провести расширение улиц Хваткова, Розы Люксембург (других названо не было). Правда, возникает вопрос о том, что многие культурно-развлекательные и торговые центры, вузы, административные учреждения сосредоточены в центре города, там создаются пробки и заторы. На этот вопрос дан ответ: «Основные магистрали города, согласно Генеральному плану, не меняются… Исторически сложившаяся радиально-кольцевая система дорог сводит весь транспорт в центр, и это неизбежно….». В одном из вариантов предложений есть проект создания скоростного трамвая, проложенного через весь город с севера на юг вдоль улицы Гончарова, в том числе с подземным участком, принципиально разгружающим центр города.

В докладе замечено, что традиционный автобусный пассажирский транспорт почти повсеместно проиграл в конкурентной борьбе пассажирскому транспорту, основанному на автобусах малой и особо малой вместимости. Решающими были: мобильность, интенсивность, проникающая способность и низкая затратность последнего. Поэтому они перевозят львиную долю пассажиропотока в Ульяновске. Однако там, где пассажиропотоки сжаты в одну улицу (мостовой переход), нужно ставить большие автобусы. В этом блоке у докладчика была путаница. Вот, например, весь пассажирский транспорт назывался маршрутным. А «маршрутный», это режим работы любого автобуса – «осуществлять посадку пассажиров на остановке и высаживать по требованию пассажира, не нарушая ПДД». Или, например, докладчик несколько раз подчеркивал, что маршрутные такси нужно сменить на муниципальный транспорт, а маршрутки, отчасти противореча себе, – на автобусы. Хотя автобусы особо малой и средней вместимости сегодня работают в режиме регулярного общественного транспорта, а муниципальный или частный транспорт – это организационно-правовая форма предприятия. И уж если об этом говорить, то с позиций возможного участия частного капитала, в том числе и нового (упоминалась некая «Питерская группа»).

Достаточно смело прозвучала в одном из предложений мысль о полном отказе от электротранспорта и замене его автобусами, особенно в исторической части города. Тогда наполовину увеличится пропускная способность дорог, которой здесь так не хватает.

Предлагалось разделить транспорт на подвозящий и развозящий. Например, из нового города на правый берег, а с правого берега от нового моста в центр и далее. Также из отдаленных районов и районов новой застройки. «Пересев два или три раза и заплатив за каждый проезд?» – спросили докладчика. «Это плата за эффективность проезда», – был дан ответ.

В процессе обсуждения доклада выяснилось, что в задании на проведение исследований не были оговорены бюджетные ресурсы и возможные сроки реализации предложений.

Поэтому, в целом, отчет выглядел достаточно аморфно.

Система пассажирских перевозок в последние годы в Ульяновске, далеко не богатом регионе, сложилась.

Она не свободна от недостатков, но выполняет свою функцию – неоспоримо.

Очевидно одно: поднимаемые проблемы вышли за рамки кабинетной работы и требуют широкого обсуждения, поскольку вопросов больше, чем ответов. Итоговый отчет будет представлен в декабре.

За несколько месяцев до окончания работ руководство мэрии особо подчеркивало их прикладное значение. Другими словами, будет проведена оптимизация существующей схемы пассажирских перевозок, и завершится все торгами. Слово «торги» особенно напугало, поскольку подразумевало «передел» рынка транспортных услуг в чью-то пользу. Что будет делать мэрия теперь? Неужели устроят торги?

Виктор ТАРИЦИН