На вопросы агентства “Интерфакс-Поволжье” отвечает первый заместитель председателя правительства Ульяновской области Владимир Козин.
– Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов дал поручение региональному правительству до 1 декабря разработать план по оздоровлению областной экономики. В плане должны быть отражены меры по поддержке реального сектора экономики, в том числе малого и среднего бизнеса. Можете ли Вы уже сейчас назвать основные пункты плана?
– Действительно, к 1 декабря мы готовим план конкретных мероприятий по оздоровлению реального сектора экономики в условиях мирового экономического кризиса. В наш ежедневный мониторинг состояния дел в региональной экономике сегодня дополнительно включен ряд показателей: численность персонала на предприятиях, в том числе, работающих неполную рабочую неделю, отправленных в административные отпуска, получивших уведомления о сокращении; размер задолженности по заработной плате; динамика дебиторской и кредиторской задолженности( . . . ) Мы изыскиваем возможности заключения новых (и расширения возможности действующих) соглашений с “Российскими железными дорогами”, “Росатомом”, “Газпромом”. Цель – передать ульяновским предприятиям те работы, выполнение которых в других регионах сегодня невозможно или затруднено.
Далее: мы продолжаем взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросу возможного увеличения государственного оборонного заказа для наших предприятий. Поскольку на федеральном уровне сегодня принимается доктрина продовольственной безопасности; мы вносим в этот процесс свою лепту, разрабатываем собственные мероприятия. Необходимо максимально стимулировать на нашей территории производство продуктов для нашего собственного, регионального, потребления.
В “докризисный” период объем потребления в России стимулировался, прежде всего, банковским кредитованием – как ипотечным, так и потребительским. Проблемы с кредитованием привели к тому, что объем потребления в России упал. Самая насущная задача – это падение каким-то образом компенсировать, в том числе, и с использованием возможностей регионального бюджета.
Пример: приобретение жилья у застройщиков (или даже прямое финансирование строительства) с последующей передачей этого жилья нашим очередникам по различным возмездным схемам.
– Есть ли у регионального бюджета такие возможности?
– В какой-то мере есть. Мы можем это делать за счет других программных направлений, перечисление средств на которые можно “притормозить” и направить для решения более насущных вопросов, чтобы просто не загубить на корню ту же строительную отрасль…
Далее – вопросы стимулирования приобретения, условно говоря, автомобилей отечественного производства. Это можно делать через изменение таможенных пошлин, изменение налогов на владельцев транспортных средств. Показателен московский пример: владельцам малолитражек дается бонус в виде дополнительной порции бензина. Мы также можем стимулировать приобретение машин малого объема двигателя, то есть, в основном, отечественного товарного ряда. И пусть АвтоВАЗ находится в Тольятти, то есть в соседней Самарской области. Но масса автокомпонентов и комплектующих к “ВАЗам” производится, в том числе, и в Ульяновской области. Тем самым стимулируется спрос. А стимулируя спрос – мы увеличиваем под этот спрос производство. Подобный протекционизм, понятно, должен проявиться во всех отраслях.
– Руководству региона поручено уделить самое пристальное внимание мониторингу работы банков, страховых компаний и выплаты заработной платы на предприятиях и в учреждениях области. Какова, по Вашим наблюдениям, ситуация сейчас? Как могут развиваться события далее?
– Ситуация непростая. Ну, во-первых, местные банки приостановили выдачу кредитов – потребительских и ипотечных.
– Все местные банки?
– Все местные банки, их у нас четыре. А банки федеральные, имеющие филиалы в нашем регионе, значительно изменили свои подходы к кредитованию. Причин очень много. Изменилось “качество” заемщика: те, кто раньше мог брать кредиты, теперь не могут этого себе позволить. Поэтому и требования к заемщикам заметно ужесточились. Кроме того, при выдаче кредита стала учитываться занятость заемщика в определенной отрасли. Если эту отрасль кризис никак не затрагивает, то проблем с кредитованием работника такой отрасли, как правило, не бывает. В этом смысле серьезно пострадал девелоперский строительный сектор, металлургия и ресурсодобывающий сектор.
От анализа работы страховых компаний я бы воздержался. Как работали, так и работают.
По заработной плате. Учитывая то, что снизился объем выпуска и реализации продукции, доступ к оборотным средствам, к ресурсным банкам, естественно, стали возникать определенные задержки заработной платы. Сегодня есть конкретные примеры. Эта ситуация нами отслеживается. Но пока превышения сроков задержки заработной платы не наблюдается. Максимум – неделя. Работают все банкоматы, все “пластиковые” проекты обслуживаются в полном объеме.
Ассортиментный ряд в торговых сетях несколько изменился в силу изменения спроса.
– Какие отрасли экономики региона, по Вашему мнению, в период кризиса потребуют пристального внимания правительства? Какие меры по их поддержке могут быть приняты? И – в свою очередь – в каких отраслях, несмотря на кризис, Вы могли бы спрогнозировать рост?
– Какие отрасли потребуют внимания… Прежде всего – строительство! Первый, кто страдает в период кризиса, это тот, кто работает на “длинных” инвестиционных деньгах, где достаточно длинный цикл возврата денег. Все инвестиционные строительные проекты. Это очень серьезный вопрос.
Федеральное правительство принимает меры по направлению денег на поддержку отрасли, в частности, на будущий год. Наш регион ожидает 500 млн рублей на выкуп жилья высокой степени готовности у строителей. Мы должны будем осуществить региональное софинансирование – 24%, это примерно 126 млн рублей. Мы уже наметили примерный перечень таких объектов – это около 500 почти готовых квартир. Они будут приобретаться на конкурсной аукционной основе. Эти квартиры будут предназначаться для переселения граждан из жилья, не пригодного для проживания.
Реестр непригодного жилья уже составлен, но очередность расселения такого жилья будет составлена следующим образом: мы должны, в первую очередь, расселять дома, которые находятся на землях с высокой инвестиционной привлекательностью. После сноса аварийного жилья мы сможем опять пустить эти земли в оборот и получить за них деньги. Эти земли должны быть интересны строительному комплексу, чтобы на них работали, снова платили налоги, а вырученные от этой операции деньги вновь направлять на программу расселения ветхого и аварийного жилья. Таким образом и будем поддерживать строительный сектор.
Пристального внимания, конечно, потребуют вопросы, связанные с поддержкой внедряемых в нашем регионе инвестиционных проектов. Те проекты, которые уже осуществляются и находятся в стадии высокой готовности, будут реализованы в срок. Ну, может быть, с незначительной задержкой. Проекты, находящиеся в стадии проектирования, получения технического задания, выхода на строительную площадку – могут быть приостановлены на период неясности ситуации с их финансированием. Ведь инвестиционные деньги достаточно “долгие”. Кстати, у нас очень много зарубежных инвесторов. А кризис, как вы знаете, затронул не только – и не в первую очередь – российские, но и мировые банки. Если у предприятия есть собственные средства на реализацию своих проектов, они будут реализовываться. Пока прогноз недостаточно четкий. Работаем адресно с каждым инвестором.
Далее. Сельское хозяйство. Это вопрос именно переработки. Ввиду того, что торговые сети также работали на кредитах, рассчитываясь со своими поставщиками за счет средств, полученных от населения, изменение кредитной политики банков несколько изменило характер взаимоотношения между производителями и продавцами сельхозпродукции. Однако каких-то резких потрясений в этой сфере у нас сегодня нет, платежи и движение денег налаживается.
Изменения ассортиментного ряда толкают торговые сети на изменение структуры заказа у перерабатывающих предприятий. Естественно, изменились спросы и к сырьевой части – это молоко, мясо, зерно, фураж. Меняются сроки расчетов, на смену долгосрочным соглашениям приходят краткосрочные. Рынок заставляет сегодня вносить коррективы в экономическую политику.
Пока серьезного роста цен на продукты питания не намечается. Наоборот, на ряд продуктов идет существенное снижение цен.
О мерах поддержки. Возьмем сельское хозяйство. Мы пересматриваем ныне действующую программу развития АПК в сторону возможного перенаправления денег непосредственно на создание сырьевой базы, которая осуществляется на землях товаропроизводителя, а также стимулирования перерабатывающего сектора.
– В каких отраслях намечается рост несмотря на кризис? Есть такие?
– Рост будет однозначно там, где присутствует серьезный проплаченный госзаказ: например, на авиационном заводе “Авиастар”. Рост будет в тех отраслях, на которые кризис не оказал своего пагубного влияния. У нас серьезный рост по индексу промышленного производства. Серьезный рост по инвестициям в основной капитал – по той причине, что те инвестпроекты, которые работают, они будут реализовываться, вводиться, и окончание реализации этих начатых инвестпроектов – вторая половина будущего года. В этот период отчетность по этим проектам будет давать рост. Дальнейшее зависит от продолжительности нынешней негативной ситуации.
– Мировые финансовые проблемы уже достаточно сильно бьют по отдельным предприятиям ОПК. Сложившаяся ситуация может оказаться болезненной для отрасли, такое заявление сделал недавно вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. Какова в регионе доля предприятий, выполняющих гособоронзаказы? Что их ждет в ближайшем будущем?
– Разумеется, мы ведем работу по лоббированию нашей “оборонки” на федеральном уровне. Сегодня федеральное правительство очень серьезно размещает деньги в стимулирование работы ОПК. Наша задача – структурировать наши предложения и каким-то образом закрепить свои интересы на федеральном уровне. Наши оборонные предприятия достаточно интересны по тому набору, который они производят. Проблемы, естественно, есть, но ввиду того, что оборонка – это госзаказ, а у государства деньги есть, то эта отрасль будет финансироваться.
– В настоящее время предприятия “затягивают пояса” и, как они это называют деликатно, “оптимизируют бизнес”. В реальности речь идет о приостановке производств и сокращении работников, – проблема переходит из экономической в социальную плоскость. Есть ли у правительства региона механизмы социальной адаптации высвобождающихся кадров? Есть ли в бюджете деньги, чтобы демпфировать этот процесс? Если бюджет будет пересматриваться и перераспределяться, то каким именно образом? Не пострадают ли от этого те, кто зависит от бюджетных выплат?
– Предприятия, действительно, оптимизируют бизнес. То есть, приводят свои затраты в соответствие с существующими на сегодняшний день доходами. Эта оптимизация действительно необходима, чтобы избежать банкротства… Проблемы могут быть серьезные, в том числе, социальные, связанные с предоставлением отпусков, возможных сокращений. В режиме ежедневного мониторинга вместе с региональным управлением по труду и службой занятости отслеживаем эту ситуацию, фиксируем все изменения на рынке труда. Перед нами сегодня федеральным правительством поставлена задача ежедневно информировать аппарат президента и правительства о подобных структурных изменениях на наших рынках. Но ситуация пока во многом неясная. Сворачивание социальных программ создаст дополнительные проблемы, напряженность в обществе. Но и финансировать их сегодня достаточно сложно. Возможно, придется вспомнить старые недобрые времена, когда существовала масса альтернативных вариантов расчетов, связанных с векселями и бартером…
– Губернатор потребовал от правительства области ввести режим жесткой экономии бюджетных средств, обозначив приоритет – в полном объёме выполнить все взятые на себя социальные обязательства. На чем экономить будете?
– Да, мы переходим к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Он заключается в том, что мы пересматриваем все расходные полномочия, в свою очередь обеспечивая все наши обязательства, связанные с социальными направлениями, зарплатами бюджетникам, коммунальными платежами, социальными публичными программами. Мы сегодня предусматриваем перераспределение денежных потоков в те направления, которые могут воздействовать на смягчение ситуации.
В качестве примера: если какой-то орган исполнительной власти может сегодня обойтись без нового автомобиля, оборудования, компьютерной техники, то от социальных обязательств региональное правительство отказываться никак не может. Так, в режиме ручного управления мы рассматриваем и пересматриваем, практически, каждое техническое задание – запрос котировок или размещение заказов… Подрядчики, которые рассчитывали ранее получить муниципальные или государственные заказы, естественно, вынуждены будут умерить свои ожидания. А с теми, кто уже ведет работы, расчет будет произведен в полной мере.
Экономить будем на непрофильных затратах. Кроме социальных публичных полномочий будем осуществлять и коренные преобразования в различных отраслях, если это даст серьезное конкурентное преимущество через реализацию какого-то инновационного направления и приведет к последующему резкому снижению затрат. К примеру, замена мазутных котельных газовыми.
– Каков Ваш прогноз по снижению/росту доходов бюджета в кризисный период? Планируется ли приостанавливать/сворачивать какие-либо значимые инвестпрограммы?
– Региональный и муниципальные бюджеты формируются, прежде всего, за счет налогов на прибыль и на доходы физических лиц. Эти два налога составляют одну треть от общей части доходов бюджета. До сих пор рост доходов в бюджет по данным видам налогов составлял где-то 25-35% в год. Мы предполагаем, что, возможно, рост доходов в 2009 году может приостановиться, а по некоторым предприятиям смениться некоторым падением. Однако с учетом того, что у нас на будущий год намечен ввод новых объектов, очень уж резкого падения роста доходов все же не ожидается. Тем не менее, на всякий случай мы просчитали самый негативный кризисный вариант изменения доходов бюджета в связи с изменением составляющей этих двух налогов. Это падение – повторяю: при наихудшем раскладе! – может составить примерно 1,5% от доходов прошлого года. Не 14%, как в некоторых других субъектах, где экономика – ресурсодобывающая или экспортно ориентированная. У нас экономика не ориентирована на экспорт, у нас нет ресурсодобывающих производств, сильно влияющих на доходную часть бюджета. Поэтому мы видим, что динамика снижения роста доходов по налогу на прибыль на доходы физических лиц несколько снизится, но бюджет многого от этого не потеряет.
– В условиях резкой девальвации рубля (экономисты рассматривают, в частности, такой сценарий) возникнет проблема импорта продовольствия. Способен ли регион обеспечить себя продуктами первой необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, мясо, овощи) или будет вынужден ввозить их с сопредельных территорий?
– Мы просчитываем сегодня объем гарантированного производства продуктов питания чтобы обеспечить самих себя. По многим параметрам мы себя не только перекрываем, но и торгуем этими продуктами за пределами нашей области. Этот баланс мы сегодня просчитываем. Сегодня мы организуем сельскохозяйственные ярмарки в областном центре, в других населенных пунктах. Здесь людям предлагается продукция наших ульяновских сельхозтоваропроизводителей. Все это очень активно раскупается ульяновцами, и статистика показывает, что объем этого потребления в течение 3 месяцев не снижается. Запасов у нас еще достаточно, и дефицит продуктов питания нам не грозит.
– Каковы взаимоотношения регионального правительства с торговыми сетями, работающими в области? Будут ли приниматься меры в отношении регулирования цен на продукты?
– У нас есть федеральные и местные торговые сети. Федеральные сети – такие, как “Магнит” или “Пятерочка”, получили серьезную поддержку из федерального бюджета. Поэтому проблем по этим сетям, я думаю, не возникнет. Они сейчас находятся в стадии перезаключения контрактов. Да, меняется ассортиментный ряд; да, изменились у них взаиморасчеты с поставщиками. Мы эти вопросы решаем.
Теперь – наши сети, которые работают, прежде всего, на ассортиментном ряде наших товаропроизводителей плюс некоторая доля привозных товаров из Москвы. В местных торговых точках увеличилась доля товаров, произведенных в Ульяновской области. Мы это приветствуем. Наш товаропроизводитель стал в более легком режиме доступа выходить на эти прилавки. Мы провели переговоры со всеми сетями о снижении размеров Так называемого “входного бонуса”. Наши местные сети сегодня, практически, отказываются от получения этих бонусов и допускают товаропроизводителей на свой прилавок уже напрямую.
Ситуация достаточно управляема. Но только – в режиме ручного управления. Будут ли регулироваться цены? Вообще, это, как говорится, “не наш метод”. Регулирование цен на продукты – это не рыночный механизм. Если мы, по-прежнему, остаемся в рынке, то административно воздействовать на регулирование цен – безграмотно и вредно. Конечно, в отношении определенной группы населения мы подписали соглашения с такими сетями, как “Пятерочка”, “Гулливер” и “Товарищ”, которые предоставляют процентную скидку на полный ассортимент товаров пользователям социальных карт.
– Итак, административное регулирование цен неприемлемо. Но защитить народ от явных спекуляций на “кризисной” теме – это, наверное, необходимо? Должен быть какой-то надзор?
– Не столько надзор, сколько работа областного антикризисного штаба. Мы в режиме еженедельного – а по отраслям – ежедневного – обсуждения отслеживаем эту ситуацию и оказываем конкретное воздействие. Всех возможных руководителей и представителей сетей. Вот эту ситуацию стараются использовать для спекулятивных действий и взвинчивания цен. Наши сети работают на нашей территории, и их представители со всеми проблемами идут к нам. Поэтому попыток резкого взвинчивания цен – в отличие от других регионов – у нас пока нет. Региональный штаб заседает в течение двух месяцев каждую неделю по понедельникам в 17.00 У нас нет сегодня опыта работы в кризисной ситуации какими-то системными мерами. Написал методичку, выполняй и все будет в порядке. Ситуация должна управляться путем отслеживания информации, которую нам предоставляют и потребители, и производители, и бизнес-партнеры, и банки и т.д. Анализ этой информации позволяет делать правильные выводы, держать ситуацию под контролем и влиять на нее в режиме ручного управления.