Самому романтичному предмету женского туалета посвящена «Шальная выставка» в музее городского быта «Симбирск конца ХIХ – начала ХХ веков».
В экспозиции красуются вышитыми, ткаными, вязаными, набивными узорами разнообразные платки, шали, шарфы и палантины, которые некогда носили симбирянки. Каждая вещь, если бы могла, рассказала б немало историй о своей хозяйке, о счастливых и печальных моментах ее жизни. Как в старинном романсе про темно-вишневую шаль…
Простенький «пестрядинный» платок из Промзино, несомненно, принадлежал крестьянской женщине, как и коричневая со светлой полосой по краю «накрывная» шаль – такие памятны многим, их носили наши бабушки.
Оренбургский платок при всей своей воздушности – он легко проходит через обручальное колечко – согревал в холода, вероятно, интеллигентку- учительницу.
Ярко-красная александровская шаль с розами была бы к лицу молодой купчихе. Ажурные черные шарфы елецкого и вологодского кружева достойны того, чтобы украсить плечи аристократической дамы.
Как рассказывает заведующая музеем Ольга Туркина, моду на шали в конце XVIII столетия привез в Европу с Востока Наполеон. Вернувшись из египетских походов, он преподнес Жозефине шаль необыкновенной красоты. Вскоре и в России они стали непременной частью костюма представительниц всех сословий.
Вообще, на Руси издавна женщины покрывали голову. С платком они не расставалась две трети жизни. Появиться замужней особе простоволосой считалось неприличным.
Платок, шаль были лучшим подарком. Шали, кстати, как нельзя лучше соответствовали русской традиции костюма скрывать форму женского тела. Поэтому обычай покрывать ими плечи очень быстро укоренился в городской купеческой и мещанской среде.
По своему качеству, сложности узора и расцветке русские шали начала ХIХ века не уступали европейским, а частью их превосходили. Цветовая гамма отличала их от восточных и западных. Насыщенные, но нежные и чистые тона их создавали мажорное звучание, отвечающее русскому народному вкусу.
Во второй половине ХIХ века наряду с русским ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер. В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать более дешевые – набивные. Шерстяные платки и шали до конца ХIХ века набивались вручную. Доски с узорами макали в краску, накладывали на ткань и «припечатывали» молотком.
На выставке можно увидеть снимки, на которых показаны способы повязывания головных уборов. Можно завязать концы в узелок под подбородком, можно скрепить там же булавочкой, можно обернуть один конец вокруг шеи и закрепить его «впритычку». Впрочем, у каждой женщины есть свои «фирменные» секреты ношения до сих пор не потерявших актуальности платков и шалей. Ведь они не только красивы. В них так тепло и уютно в холода.
Существенным дополнением к выставке стали два видеофильма, созданные по этому случаю студентками специальности «Музейное дело» УлГПУ Жанной Сурковой, Юлией Мязиной и Валентиной Ивановой. Первый фильм посвящен женским образам в живописи, чью прелесть подчеркивают шали, а второй рассказывает об истории этого головного убора. Посмотреть экспозицию музейщики особенно настойчиво приглашают художников-дизайнеров одежды, которые используют платки и шали в современном костюме и могли бы устроить в музее показ своих моделей.
Ирина Морозова