Ответ ясен. Но я не о хлебе насущном, не о выживании.
Противное слово, унизительное. Я – о жизни. А жить – это уметь радоваться. Смотрю на многих моих сверстниц и восхищаюсь.
Не подсели на иглу бесконечных сериалов, не сидят на скамеечках у дома, обмывая косточки соседям, не жалуются на быт…
Тратят это время плодотворно и радостно. Кто-то неожиданно открыл в себе дар художника – лепят, рисуют, вышивают, – кому Бог дал голос, поют в ансамблях, хорах, другие продолжают учиться, посещая лекции, где только возможно. Ну, и, конечно, объединения по интересам при библиотеках, некоторых учреждениях культуры. Спасибо этим работникам.
И все же это мизерно мало. Многое остается недоступным для пожилых людей. Увидела кадры из Китая: большая площадь города занята людьми, все в возрасте, старательно под руководством учителя совершают плавные движения (на снимке). Гимнастика ушу. Позавидовала. Со спортом для пожилых людей у нас туго.
Или, к примеру, в Татарии, Чувашии, Башкирии для пенсионеров бесплатно открыты компьютерные классы.
«Зачем это старикам?» – скажут некоторые. Да хотя бы для того, чтобы не чувствовать себя на обочине жизни. Поверьте, это многое значит. А вообще-то, чтобы получить интересующую информацию. Почему нет?
А вот другой пример. Объединились при женсовете любители водных процедур. Летом плавают в Волге, обязательное посещение бани с парной и веничком, а осенью и зимой – бассейн. Причем здесь пловчихи со стажем – начали посещать бассейн со дня его открытия. И руководство бассейна шло группе навстречу, абонемент на десять посещений стоил 350 рублей.
В этом сезоне группу ждал «сюрприз» – цена абонемента возросла до 900 рублей. И вот результат. В пятницу утром (сеанс в 10 часов) на водной дорожке плавают три-четыре человека вместо 12 по норме. На соседней дорожке – пять человек. Моя знакомая посещает бассейн по средам (сеанс 12.15). 19 ноября во всем бассейне (восемь дорожек) она насчитала 15 человек.
Так кому же это выгодно?
Тот же пример с филармонией. Открытый абонемент на концертный сезон классической музыки стоил 500 рублей, этой осенью – уже 900 рублей. И это при полупустых залах. Даже когда приезжают именитые дирижеры, музыканты, певцы, в Большом зале Мемориала есть свободные места. Что поделаешь?
Не так еще много у нас любителей симфонической музыки или органной. Так что дало это повышение цены? Более половины пенсионеров, которые были постоянными посетителями концертов, лишились возможности слушать классическую музыку (я утверждаю это на примере ветеранов Дома учителя).
Отнюдь не злые языки утверждают, что кто-то из администрации филармонии изрек: лучше один человек за 100 рублей, чем три – за 30. Вот такая арифметика.
И как же разговоры о культурной столице, об оздоровлении нации, в конце концов – просто о внимании к старшему поколению? Ведь все отзовется.
Лия ЩЕКОТОВА