2 декабря Громогласовой Александре Ивановне исполнилось бы 77 лет. Она не дожила до своего дня рождения 58 дней и ушла из жизни 5 октября 2008 года, в День учителя, символически завершив свой жизненный путь -Человека и Педагога… Немало горожан помнят ее как воспитателя детского сада №3 и детского комбината №8 «Рябинка»

Говорят, предназначение человека дается ему свыше, при рождении… У Александры Ивановны так и случилось. Родившись в многодетной семье сельских тружеников в глубинке Горьковской области, она с ранних лет собирала вокруг себя сначала нехитрые детские игрушки, а потом детвору и рассказывала им придуманные ею сказки, а затем читала книги, привезенные из районного центра. «Ох, Катерина, быть твоей дочке учителем», – говаривали соседи маме. Учитель! Каким уважением и значением было наполнено это звание в те годы… Окончив семь классов, поступила Шура в Ветлужское педагогическое училище. Каждый выходной бегали домой за тридцать километров за горбушкой хлеба и простыми сельскими припасами и возвращались обратно. А во время каникул в школе, а потом и в педучилище, вместе с братьями и сестрами работали в колхозе, помогали родителям в уборке урожая, заготовке кормов…

После окончания училища по распределению направили сельских девчонок на работу в далекую Сибирь, в Иркутскую область. Александра Ивановна вместе с сокурсницей, получив квалификацию «Учитель начальных классов и воспитатель детского дома», была направлена в Будаговский детский дом, расположенный недалеко от станции Зима. Сама практически еще ребенок, она взвалила на свои хрупкие девичьи плечи ответственность за жизнь и здоровье более двух десятков воспитанников, почти ее ровесников, таких разных, обделенных родительской любовью и лаской. Жизнь в многодетной семье, где у каждого есть свои обязанности, доброта и взаимопомощь в отношениях, помогли справиться с трудностями и завоевать любовь и уважение детей. Чего она только не придумывала со своими воспитанниками, даже организовала туристический поход на озеро Байкал, о чем есть фотографии в семейном архиве.

Преждевременная смерть мамы, а всего в семье было десять детей (пять сестер и пять братьев, и их маме было присвоено звание «Мать-героиня»), вынудила Александру вернуться домой. Надо было помочь отцу и поддержать младших, и она для них стала практически второй матерью. Когда жизнь дома наладилась, оказалась Александра Ивановна на Урале, в Челябинской области, где вышла замуж за своего земляка, потом родился сын, была работа в школе учителем начальных классов, которой она отдавала себя полностью. Работа учителем – это не только обучение и передача знаний, но искреннее участие в жизни и судьбе своих учеников, помощь и поддержка в трудных жизненных ситуациях. И со всеми она делилась теплотой своего щедрого сердца, будь то ученики и их родители, соседи или коллеги по работе. Стали вводиться новые программы обучения в школе – и она одна из первых начала их осваивать и применять в работе…

Когда подросли сестры, племянница, женился брат, все они приехали к ней, и Александра Ивановна помогла им всем устроиться на новом месте.

В 1971 году вместе с семьей она переехала в Мелекесс, где строился новый завод и куда мужа пригласили на работу. Работы по специальности не было, и Александра Ивановна устроилась на завод кладовщицей-раздатчицей в прессовый цех, а затем стала работать оператором телефонной связи ПДО. К работе она относилась с присущей ей ответственностью, и представители ВАЗа, да и руководство службы по достоинству оценили работу этой спокойной, интеллигентной и уравновешенной работницы, которая передавала данные по дефициту продукции потребителям, организовывала вызов руководителей и специалистов при возникновении проблем на заводе при производстве продукции.

Но искреннее желание работать с детьми было очень сильно, и в 1976 году с согласия руководителей службы она была переведена воспитателем в детский сад №3, а затем в детский комбинат №8 «Рябинка» в группу детей с нарушением зрения, где и проработала до самого выхода на пенсию. Александра Ивановна всю свою любовь, всю теплоту своей души отдавала детям. Она учила их доброте и честности, искренности и порядочности. И раскрывались, оттаивали детские сердца, иногда не получавшие достаточного количества родительского внимания из-за занятости родителей зарабатыванием денег или семейных проблем.

По наблюдению педагога ребенок – это индикатор семейного благополучия. С каким настроением дети приходят в детсад, как и что говорят – можно сразу понять атмосферу в семье. И она вместе с родителями и детьми искала пути выхода из всевозможных жизненных ситуаций. А участие вместе с ребятами в конкурсах поделок, в общественной жизни коллектива, ответственное отношение к работе снискали ей уважение коллег и руководства.

Т.Б.Кузнецова, бывшая в то время заведующей детским комбинатом №8, сама блестящий организатор и педагог, приходя с проверкой на занятия к Александре Ивановне, говорила: «Александра Ивановна, я ведь у вас учусь!» А учиться, наверное, было чему: умению завладеть вниманием этих непосед, четкости и образности подачи материала, доброте и искренности…

После выхода на пенсию, Александра Ивановна посвятила себя воспитанию внучки, работе на дачном участке, ведению домашнего хозяйства. А какие она делала потрясающие помидоры на зиму! Несмотря на периодически возникающие проблемы со здоровьем, она никогда не сдавалась, искала любые нестандартные средства лечения. Читала всевозможную литературу, выписывала рецепты, готовила лекарства для себя и близких. Она служила для нас примером несгибаемой воли и оптимизма.

Всегда интересовалась жизнью города, автоагрегатного завода и его тружеников, с интересом читала городские газеты, многотиражку «Автостроитель» и просила рассказать обо всех новостях и позитивных изменениях, происходящих в области, городе, на заводе. Многие ее воспитанники, окончив школу, пошли учиться в Димитровградский технический колледж, где их образованием уже стала заниматься сноха Александры Ивановны, преподаватель иностранного языка и классный руководитель ребят. Произошла своеобразная передача эстафеты. Увидев в газетах или услышав фамилию своего воспитанника, она начинала вспоминать о тех проказах и случаях, которые происходили с ним, или говорила о том, что уже тогда, в детском саду, в нем был виден стержень настоящего человека. Кажется, она помнила всех своих воспитанников по имени и фамилии…

За свой труд Александра Ивановна награждена правительственными наградами – за самоотверженный труд в годы войны – юбилейными медалями в честь 50-летия и 60-летия победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., медалью «Ветеран труда»…

Говорят, что мы находим свое продолжение в детях, а иногда и во внуках. И внучка Екатерина тому подтверждение. Закончив с отличием ДТК, она продолжила свою учебу в Тольяттинском государственном университете, в Гуманитарном институте по специальности «Иностранный язык». Успешно завершив учебу в ТГУ с двумя дипломами, один из которых «красный», вернулась в Димитровградский технический колледж уже в качестве преподавателя на вновь открывшемся отделении иностранного языка, тем самым продолжая дело своей бабушки и мамы, неся высокое и ответственное звание Учитель.

Александра Ивановна искренне радовалась успехам внучки и всегда помогала ей практическими советами, они были большими друзьями.

Светлая и добрая память о Громогласовой Александре Ивановне навсегда сохранится в памяти ее родных и близких и, надеюсь, отзовется волной теплых и добрых воспоминаний в сердцах и душах ее воспитанников и их родителей, соседей и коллег, как о любящей и заботливой жене, маме и сестре, о доброй и порядочной работнице, об искренней и отзывчивой женщине, о настоящем Человеке и Учителе.

Светлая память тебе, Александра Ивановна, мы тебя помним и любим…

Александр ГРОМОГЛАСОВ