О том, как проходит оптимизация кадров в условиях кризиса, рассказывает исполняющая обязанности начальника отдела кадров Ульяновского отделения Наталья Гусева
– На Ульяновском отделении создан антикризисный комитет с целью приведения штата отделения к объему выполняемых работ. К сожалению, объемы работы падают, поэтому руководству отделения необходимо идти по пути щадящих кадровых решений. Делается все возможное для того, чтобы сохранить штат в оптимальном количестве. Применяются такие меры, как ввод режима неполного рабочего времени, регламентированные перерывы, изменение графика работы и т.д.
Нужно отдать должное работникам Ульяновского отделения, которые относятся с пониманием к этой вынужденной мере. Согласно телеграфному указанию президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в настоящее время на отделении приостановлен прием людей на вакантные должности. Проводится работа с работниками, достигшими пенсионного возраста. Таковых на отделении 124 человека, или 3,4 процента от общего количества штата.
Однако, не следует забывать, что среди них есть работники, обеспечивающие безопасность движения поездов. В пенсионном возрасте на отделении, к примеру, работают 10 дежурных по станции и три начальника станции. Заменить их очень сложно, так как освоить эти должности может лишь человек с профессиональным образованием.
В настоящее время проводится работа с резервом кадров, рассматриваются все варианты, но бывают такие моменты, когда не все складывается так, как бы нам хотелось.
Проводится также работа с контингентом, получившим уведомление о сокращении численности штата. Стараемся трудоустроить таких людей на освободившиеся вакансии. Главное, чтобы эти работники соответствовали предлагаемым должностям по образованию и по состоянию здоровья. Вся эта работа проводится с соблюдением всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Коллективным договором.
В связи с кризисом изменяется и технология работы, формируется план по подготовке и обучению работников вторым профессиям, изменяются положения о премировании, о доплатах – все это вынужденная, временная мера. Это делается для того, чтобы на отделении в случае необходимости была взаимозаменяемость. К примеру, неплохо, если регулировщик скорости вагонов может исполнять обязанности сигналиста, приемосдатчика и т.п. Одним из важных моментов является включение в диспетчерскую централизацию таких станций, как Майна, Вешкайма, Шарлово и других, что приведет к высвобождению работников.
Пока приниматься на работу в отделение будут только молодые специалисты, которые обучались по целевому направлению, и вернувшиеся из рядов Российской Армии.
В ноябре с семи предприятий Ульяновского отделения уволились 26 человек. Естественный отток еще будет происходить. В настоящее время семь человек отделения дороги имеют на руках уведомления о сокращении. Среди них три пенсионера, которые будут уволены в связи с уходом на пенсию согласно поданным заявлениям в декабре, два человека будут трудоустроены на рабочие профессии и только один будет уволен по сокращению численности, так как не проходит медицинскую комиссию на предложенную должность. Все эти работники предупреждены, согласно Трудовому кодексу РФ.
На Ульяновском отделении недавно прошел технико-экономический совет с повесткой дня «Об антикризисных мероприятиях, связанных с падением объемов перевозок, с учетом изменения технологии работы дороги», где были разработаны конструктивные мероприятия, над выполнением которых сейчас работает весь коллектив отделения.
Я думаю, что Ульяновское отделение и Куйбышевская железная дорога выйдут из сложившейся ситуации с наименьшими потерями специалистов и рабочих, которые в процессе своей работы обеспечивают перевозочный процесс и безопасность движения поездов, так как для того, чтобы подготовить хорошего машиниста тепловоза, дежурного по станции или составителя поездов потребуется не один год. Особенно трудно будет восполнить этот пробел кризиса, ведь, рано или поздно, он закончится.
Мнение
Борис Поликарпов,
председатель Совета ветеранов Ульяновского отделения:
Очень переживаю за работников отделения, достигших пенсионного возраста. Главное здесь – не перегнуть палку и подойти осторожно к увольнению этой категории работников. На отделении работают старожилы, заменить которых непросто, особенно тех, чья работа связана с безопасностью движения. К тому же пенсионер пенсионеру рознь. К примеру, начальников станций Димитровград и Чердаклы Раису Логинову и Екатерину Вебер язык не повернется назвать пенсионерами. Меня беспокоит другое: лишь бы не было случаев увольнения работников, которым до пенсии осталось доработать совсем немного. Привлечение молодежи к работе – это хорошо, но нельзя забывать, что учить эту молодежь будут люди с большим стажем работы.
Максим Зуев,
производитель работ на Димитровградском участке Ульяновской дистанции гражданских сооружений:
Тяжелая экономическая ситуация – проверка на жизнеспособность компании ОАО «РЖД». Жаль только, что нам приходится расплачиваться за просчеты других государств. Сейчас главная наша задача – выйти из кризиса с наименьшими потерями, сохранить основную базу, которая поможет потом вернуться на достигнутые позиции. Сокращение штата – одна из наиболее эффективных мер снижения расходов компании. Экономический кризис, на мой взгляд, поможет оптимизировать количественный и качественный состав сотрудников. То, что первыми подпадают под сокращение люди пенсионного возраста – ситуация нормальная, так как уже сейчас необходимо думать о будущем компании и сохранении кадров, которые будут работать на железной дороге через 10-15 лет.
Автор: Александр Савенков